Чем выделяется Северо-восточная Азия (СВА) на фоне глобального сотрудничества? Двумя особенностями. Первая – в регион входят экономические и ресурсные страны-гиганты. Вторая - экономическая кооперация в нем практически отсутствует. Все строится только на двухсторонних отношениях. Проявление этих особенностей – в низком доле внутренней торговли между крупнейшими странами региона. Она держится на уровне 20%. В Евросоюзе и Североамериканкой зоне этот показатель близок к 50%.
Почему в СВА не кооперация, а то, что исходя из этимологии (bi- приставка, латинские истоки: двое-, обое-, двояко), можно назвать "би-операция"? Выделим три причины, которым дадим условное рабочее название – "китайская", "российская" и "главная".
Первая причина – взгляды Китая. Он реалистично оценивает ситуацию и не стремится вкладывать много усилий в развитии экономического сотрудничества в Северо-восточной Азии. Его интересуют капитал развитых Южной Кореи и Японии, ресурсы России и их рынки стран региона. Но все это есть и сейчас на основе двустороннего сотрудничества, а более тесная многосторонняя интеграция крайне проблематична по политическим причинам.
Вхождения Китая в ВТО, по сути, сняло большинство проблем экономического взаимодействия, которые могла бы решить СВА экономическая зона. Капиталы пересекают границы, несмотря на политические сложности без всяких зон. Привлечение капитала это скорее внутренний вопрос Китая, он решается внутренней политикой, а не внешним взаимодействием.
Вторая причина – позиция России. Для России СВА имеет в большей степени геополитическое, а не экономическое значение. Проявленного в делах и проверенного годами стремления к многостороннему сотрудничеству у России нет. Прежде всего, потому, что нет экономико-демографического потенциала для такого сотрудничества. К тому же Россия опасается открывать свои восточные границы более концентрированным по капиталу и населению странам Азии, так как сложно предугадать какое это окажет влияние в долгосрочной перспективе.
Действует и ресурсный фактор. Интеграция меняет модель международного разделения факторов и, прежде всего, природных ресурсов. Страны, богатые природными ресурсами теряют свои преимущества. Они переходят к тем, кто может эти ресурсы может приобрести и использовать. Относительные преимущества обладания природными ресурсами сменяются преимуществами тех, кто их может приобрести и использовать.
Что в итоге? Контроль над ресурсами оказывается у более развитых стран. Побеждает принцип – не владей, а получай выгоду. Установление контроля над российскими месторождениями и, в первую очередь, углеводородов, по мнению ряда экспертов – неотъемлемый элемент стратегии развития США, а в последнее десятилетие, и Китая.
Но главная причина – объективные экономические закономерности. Их действие требует учитывать разный уровень экономического развития интегрирующихся стран, их экономическую асимметричность и разнородность.
Сказывается и фактор культурного разнообразия, сложного исторического наследия, открытых и скрытых конфликтов. Оценку действия этого фактора некоторые авторы доводят до вывода, что у стран СВА мало общего кроме близкого географического положения, нет фокусных точек соприкосновения, на которых можно было основывать региональное экономическое сотрудничество.
Но есть и другие – оптимистичные оценки. Какие из оценок окажутся реалистичными? – покажет время.