Первая новая тенденция – изменение статуса экономики Китая в глобальной экономике. Прежний статус – мировая фабрика. Формирующийся статус – мировой потребитель. Трансформации Китая из мировой фабрики в мирового потребителя происходит медленно, но уже становится заметной. Основания для такого вывода – снижение доли частей и компонентов производственного оборудования в импорте Китая с 40% десять лет назад до 27% в 2008 году (оценки экономистов из университета Сеула и Азиатского банка развития).
Вторая новая тенденция – изменение роли экономики Китая в глобальной экономике. Прежняя роль (последние два десятилетия) – локомотив экономического роста. Новая роль – поддерживающая, но не определяющая сила экономического роста других стран. Основания для такого вывода – роль Китая необходимо оценивать не только по его доле в экспорте других стран. Эта доля впечатляет: например, для Японии - 18.9%, Австралии - 21.8%. Бразилия – 12,5%. Но экспорт – только один из компонентов валового внутреннего продукта (ВВП). Если подсчитать долю экспорта в Китай в ВВП упомянутых стран, то вклад китайской составляющей в развитие Японии равен – 2,2%, Австралии – 3,4%, Бразилии – 1,2%, США – 0,5%, России – 1,3% (оценки журнала The Economist).
Третья новая тенденция – ухудшение баланса экспортно-импортных операций многих стран в их торговле с Китаем начиная с 2001 года. С учетом этой импортной составляющей путем простой арифметики экономического роста (импорт вычитается из ВВП) приходим к выводу об отрицательном вкладе Китая в экономический рост других стран – пишет The Economist, Oct 28th 2010