Каковы главные глобальные события последних трех лет? Их два. Первое - ошеломляющий экономический рост Китая. Второе - глобальный кризис, из которого мировая экономика выходит и опять же, наиболее успешно выходит Китай.
Что объединяет эти два события? Что в основе китайских успехов? Ответ ожидаемый - государственный капитализм, реабилитация и усиление промышленной политики государства.
Именно такой ответ взят в качестве платформы практических действий правительств развитых стран. И в первую очередь США. Эксперты считают - смысл происходящего - в Америке - усиление роли государства. Принятый недавно закон Додда-Фрэнка - это более 500 новых правил, расширяющих возможности государства. Их реализация - создание в США новой экономики, которая может быть названа в честь американского Президента - "обаманомикой".
Но насколько обоснован такой "государственный" ответ на новые реалии? Следует ли он из анализа опыта экономического развития Китая. Насколько успешно китайское государство в экономике? На наш взгляд, такие вопросы не просто имеют право на существование - они должны быть заданы и исследованы. Почему?
Прежде всего, потому что если предельно обобщить, то политико-экономический и социальный фон происходящих в Китае уже более 30 лет процессов - это ослабление хватки государства в экономике. Достаточно привести базовую статистику. Например, по занятым на государственных предприятиях, по доле собственности государства в экономике. Но это своего рода фоновая оценка, касающаяся протяженных по времени процессов. Есть и более конкретные события, касающиеся последний волны государственной активности в экономике Китая. Эти события еще не получили должной аналитической оценки.
С одной стороны, выделены несущие отрасли современной экономики, такие как телекоммуникации, информационные технологии, суперкомпьютеры, автомобильная промышленность, железнодорожный транспорт. В них закачаны огромные и впечатляющие для других стран средства.
Но есть проблемы. И они прячутся в деталях. О них пишет Denis Simon, автор известной работы "Технологические инновации в Китае". Выполнение разнообразных государственных хайтековких программ оставляет китайских лидеров разочарованными. Некоторые программы провалились. Например, такие как развитие собственных технологий через установление национальных стандартов, поддержка и продвижение созданных в стране 3G технологий (третье поколение беспроводной связи), создание отрасли полупроводников.
Степень зависимости Китая от импорта технологий - более 50%. Доля иностранных патентов в космонавтике и авиации - 89%, оптике и электронике -67% и перечень можно было бы продолжить.
Многие эксперты считают, что современный Китай - это Япония 80-х годов прошлого века. Если исходить их выше приведенных примеров, то да, такая аналогия уместна. Но только потому, что Япония 80-х - это страна, правительство которой провалилось в попытке разработать компьютер пятого поколения, реализовать проект телевидения высокой четкости, создать ядерный реактор- размножитель, специализировать Хонду на производстве мотовелосипедов, а не автомобилей. По последнему поводу основатель компании господин Soichiro Honda сказал: "Вероятно, я достиг бы больших успехов, если бы у нас не было министерства внешней торговли и промышленности" (Цит. по The Economist, Aug 5th 2010)
Возможно, что придет время подобных признаний и для предпринимателей Китая. Тогда и можно будет вернуться к оценке опыта государственного капитализма в Китае