Надежда – базовое понятие экономического мироощущение .
В американском (трансатлантическом) понимании надежда – это снятие страха, положительно окрашенная эмоция. Надежда как уверенность в "желанном" будущем, определяется ставкой социального дисконтирования.
В русскоязычной лексике надежда – вера человека в лучшее, состояние ожидания момента, когда все то, что он замышлял, воплотится в жизнь.
Но есть и восточное понимание «надежды». В её толковании есть восточная, в частности китайская специфика. Китайский иероглиф 望, имеющий тоже значение, что русскоязычное «надежда» и англоязычное «hope», несет немного другую смысловую нагрузку. Этим иероглифом, можно обозначить такое действие, как ждать, всматриваться в даль, любоваться, ходить в гости, выражать недовольство и даже сравнивать. Если интерпретировать иероглиф как рисунок, то можно почувствовать философско-поэтический смысл - уходящий месяц самый драгоценный.
Сложение множества упомянутых смыслов указывает на то, что надежда у китайца уже была и он верит в её обязательное возвращение. Иероглиф не содержит смысла пустых и гипотетических надежд. Надежда на востоке циклична, после дня обязательно настанет ночь, и уходящая луна настанет через 28 дней. Надежда обязательна в сознании китайцев. Но она предполагает не столько смотреть в даль и ждать, сколько трудиться, не только уповать на неё, сколько приближать её.
В глобальном экономическом контексте надежда перемещается на Восток.
Позиционирование Азии как континента надежды является, возможно односторонним и преувеличенным. Но в тоже время, как замечает автор такого позиционирования Dominique Moisi в своей книге "The Geopolitics of Emotion" (2009), "фундаментально точным" (с.37). Можно предположить, что и микроэкономическое понимание надежды будет все более восточным.
(Материал подготовлен в соавторстве с восточником Паженским Р.Н.)
|
© Фокин Н. И.