☰ ⇧
Экономика - Аналитика - Этимология
Эканет: В начале было Cлово
Фокин Н. И.
аналитика статьи юмор о сайте
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

аудит
базовые понятия
баланс
банковские понятия
валюта
взаимодействие
внешность
внешняя торговля
география
глобальные проблемы
государство
деривативы
женщина
инновация
институционализм
интернет
история
Китай
коэффициент
кризис
культура
личность
люди
макроэкономика
маркетинг
математическая экономика
менеджмент
методология
микроэкономика
модели торговли
модель
наука
негатив
неопределённость
одежда
организации
отношения
парадоксы
позитив
политика
посредники
природные ресурсы
работа
развитие
религия
риск
Россия
семья
смерть
страна
строй
типы рынка
торговля
физика
финансовые операции
формы предприятия
цветы
ценные бумаги
экономика информации
экономическая история
экономические науки
эмоции
язык

Сравнительный ресурсный потенциал и взаимная торговля (5)

1 2 3 4 5

Содержание

японские машины

Можно выделить три основных причины, объясняющие низкие темпы развития внешнеторговых отношений между нашими странами.

Первой причиной служат структурные различия в экономике двух стран: японская экономика неконкурентоспособна по ряду массовых товаров и продовольствия, а также инвестиционных товаров (машинам и оборудованию), которые импортирует Россия, а российская экономика неконкурентоспособна (прежде всего по качеству) по кругу товаров, которые импортирует Япония. В России не сформировался крупный бизнес, интересы которого были бы направлены на укрепление торговых связей и на конструктивный диалог с японской стороной.

Вторая причина – сама структура экспорта-импорта. Япония импортирует из России сырья и цветных металлов столько, сколько диктуют ее потребности, и не будет увеличивать импорт до тех пор, пока эти потребности не возрастут. Закупки же Россией японских товаров по государственной линии также определяются наличием валютных запасов и не зависят от внешнего влияния. Во многом это происходит из-за того, что товарооборот поддерживается за счет торговли не государств, а компаний, ориентирующихся на внутриэкономическую, а не внешнеполитическую конъюнктуру.

Третья причина состоит в том, что структура японской внешней торговли строится в соответствии с моделью Хекшера-Олина, т.е. низко технологичные и трудоемкие процессы стали выноситься за пределы страны, и Япония включилась во внутриотраслевую торговлю. Другими словами, Япония начала торговать со странами, равно наделенными ресурсами по принципу "двойного подобия". В данной ситуации модель внутриотраслевой торговли делает возможным рост доходности всех факторов, из-за чего японский бизнес теряет интерес к уникальным российским ресурсам.

Обобщая взгляды и оценки японских политиков, бизнесменов, а также анализируя историю российско-японских отношений, можно сделать определенные выводы и выделить следующие аспекты.

Аспект затянувшегося начального этапа российско-японских отношений. Имеется в виду относительно низкий уровень связей по большинству направлений экономического и гуманитарного сотрудничества. Можно сказать, что осознание взаимозависимости между нашими странами практически отсутствует. Объем японо-российской торговли практически неизменно остается в пределах 1 % общего товарооборота Японии, из чего следует, что с "обновленной" Россией Япония торгует меньше, чем с СССР. Часто приводятся такие цифры: товарооборот Японии и России составляет двадцатую часть японо-китайского торгового оборота и сороковую – японо-американского [37].

Аспект надежд, связанных с обновлением России. Распад Советского Союза и рождение обновленной России во многом предоставляет новую основу для расширения контактов между Японией и Россией. Разделение таких общих ценностей, как свобода, демократия, рыночная экономика дает безусловные возможности взаимного сотрудничества. История последних десяти лет продемонстрировала, насколько велик потенциал расширения японо-российских связей. В таких условиях для реализации имеющегося потенциала необходимы осознанные усилия. Сейчас не та ситуация, при которой контакты между Японией и Россией развиваются самопроизвольно, на уровне народов. Для этого требуется движущая сила и отклик на ее действия – осознанные усилия. В роли таких локомотивов должны выступать правительства Японии и России [37].

По мнению большинства японцев, сфера торгово-экономических отношений, это сфера, где для реализации имеющихся потенциальных возможностей больше всего требуются осознанные усилия [84]. Ощутимое влияние на ситуацию оказывает экономический кризис в Японии. Российское законодательство и методы ведения бизнеса далеки от совершенства и зачастую неприемлемы для иностранных компаний. Желание японцев развивать двусторонние отношения существует, но уровень развития региональной экономики в России очень низок и непривлекателен для японского бизнеса.

В последние годы сотрудничество в энергетической сфере стало приоритетным направлением, особенно это касается сахалинских нефтегазовых проектов и проекта строительства нефтепровода "Ангарск – побережье Тихого океана".

Сферами стратегического сотрудничества России и Японии может стать топливно-энергетический комплекс, металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность, транспорт, связь и, конечно же, биоресурсы.

Однако пока российско-японская торговля уходит на периферию мировой торговли. Старая модель торговых отношений неперспективна, а новая находится в стадии формирования. На наш взгляд, сейчас не делаются новые заделы, а соответственно, не могут существовать какие-то глобальные перспективы в сфере интенсивного расширения внешнеторговых связей. Недостаточно эффективные усилия как в России, так и в Японии по созданию рынка своих товаров в партнерской стране, по поиску перспективных товаров пока не могут привести к росту торговли. В силу разных исторических и объективных экономических причин стороны упустили возможности успешного взаимодействия в ближайшей перспективе, но такое положение должно и может быть исправлено. Потенциал развития российско-японских торгово-экономических отношений значителен.


Сравнительный ресурсный потенциал и взаимная торговля: 1 2 3 4 5

Содержание


© Фокин Н. И.