☰ ⇧
Экономика - Аналитика - Этимология
Эканет: В начале было Cлово
Фокин Н. И.
аналитика статьи юмор о сайте
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

аудит
базовые понятия
баланс
банковские понятия
валюта
взаимодействие
внешность
внешняя торговля
география
глобальные проблемы
государство
деривативы
женщина
инновация
институционализм
интернет
история
Китай
коэффициент
кризис
культура
личность
люди
макроэкономика
маркетинг
математическая экономика
менеджмент
методология
микроэкономика
модели торговли
модель
наука
негатив
неопределённость
одежда
организации
отношения
парадоксы
позитив
политика
посредники
природные ресурсы
работа
развитие
религия
риск
Россия
семья
смерть
страна
строй
типы рынка
торговля
физика
финансовые операции
формы предприятия
цветы
ценные бумаги
экономика информации
экономическая история
экономические науки
эмоции
язык

Сравнительный ресурсный потенциал и взаимная торговля (4)

1 2 3 4 5

Содержание

торговля в азии

В российско-японских внешнеторговых отношениях существуют проблемы, без решения которых дальнейшее развитие торговли между странами бесперспективно.

Эти проблемы можно разделить на 2 группы. Первая группа связана с динамикой объема внешней торговли, вторая – с причинами, которые объясняют низкие темпы развития внешнеторговых отношений между нашими странами.

Для анализа первого блока проблем рассмотрим степень экономической близости стран. Данные статистики свидетельствуют об экономической отдаленности наших стран. Дальневосточные территории в разы отстают от центральных регионов страны по уровню развития промышленности и остаются сырьевым придатком не только для Японии, но и для остальных стран АТР. Для Японии Россия – всего лишь один процент от общего объема внешней торговли. Япония для нас – это прежде всего перспективные рынки сбыта различных товаров современного российского экспорта. Но, не смотря на это, объем российско-японской торговли не превышал 6 млрд долл. США вплоть до 2003 г. В 2004–2005 гг. рост внешней торговли был существенным, хотя на кардинальное его увеличение в ближайшем будущем рассчитывать не приходится. К сожалению, в настоящее время Дальневосточный регион не обладает какими-либо товарами не сырьевой группы, способными заинтересовать японского потребителя.

Взаимная торговля развивается только благодаря поставкам российских компаний. При этом образовалось довольно внушительное положительное сальдо, чего в советские времена никогда не было. Россия продает в Японию лес, уголь, рыбу, цветные металлы, мазут и другие виды сырья. В Японии нет ни одного потребительского товара, который бы имел российский признак. В то время как многие российские города увешены рекламой, среди которой видишь название очередной всемирно известной японской торговой марки. Здесь же парадокс заключается в том, что весь массовый японский товар, прежде всего аудио и видео техника, в европейскую часть России давно уже идет не из Японии, а из филиалов японских предприятий в других странах.

Практически весь российский сырьевой экспорт формируется на Дальнем Востоке. Японский рынок так далеко ушел по уровню требовательности к качеству и техническим характеристикам, что рост нашего промышленного экспорта в Японию представить сложно. Экспорт в Японию черных и цветных металлов, прежде всего алюминия, никеля, металлов платиновой группы, которые приобретаются в рамках мирового рынка, не имеет специфически "японского" характера, хотя, несомненно, их доля в японском импорте велика. Сырьевые товары, экспортируемые в Японию не обладают чисто "японской" направленностью. Уголь, круглый лес теряют перспективность. Рыбопродукты являются особым товаром. Потенциал здесь колоссален. Но остро стоит проблема бесконтрольности в использовании ресурсов и "черного", и "серого" экспорта. Стороны, похоже, в силу различных причин не имеют возможностей предпринимать эффективные меры по наведению порядка в этой области, отсутствуют действенные экономические и политические рычаги. При этом карательные меры вызывают негативный эффект и малопродуктивны. За последние годы на Дальнем Востоке не было осуществлено ни одной продуктивной программы развития рыбной отрасли и борьбы с браконьерством.

В российском импорте из Японии низка доля современного промышленного оборудования и других средств и предметов производства, необходимых для осуществления структурных преобразований производства в России. В то же время продолжающаяся структурная перестройка экономики Японии и качественные сдвиги на мировых рынках топлива и другого сырья в пользу покупателей снизили заинтересованность части японских деловых кругов в расширении и совершенствовании экономических и научно-технических связей с Россией, которая стала рассматриваться в качестве второстепенного партнера [36]. Остаются нереализованными значительные возможности импорта из Японии ряда важнейших товаров, в том числе перерабатывающего оборудования для сырьевых отраслей и рыбной промышленности, которая имеет особую важность для дальневосточных регионов России [9]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современное состояние и структура внешнеторговых отношений не соответствует уровню научно-технического прогресса.

При рассмотрении второго блока проблем возникают следующие вопросы. Почему так низки темпы развития российско-японских торговых отношений? Что мешает нашим странам более продуктивно и динамично вести торговлю? Существуют ли реальные перспективы дальнейшего расширения внешнеторговых связей?


Сравнительный ресурсный потенциал и взаимная торговля: 1 2 3 4 5

Содержание


© Фокин Н. И.