Содержание
В 70-е гг. внешнеторговые отношения между Советским Союзом и Японией осуществлялись в рамках крупномасштабных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке по разработке природных ресурсов. В 80-е гг. торговые связи между двумя государствами потеряли свою стабильность, а в последнее десятилетие XX в. развивались неравномерно и далеко не такими темпами, как ранее. Динамика развития российско-японских торговых отношений может быть охарактеризована следующей таблицей.
Динамика российско-японских торгово-экономических связей с 1990 по 2006 гг. (млрд иен) [91].
1990 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Внешнеторговый оборот | 854 | 553 | 606 | 506 | 484 | 555 | 555 | 528 | 694 | 954 | 1178 | 1596 |
Экспорт Японии | 371 | 108 | 123 | 128 | 55 | 61 | 87 | 118 | 204 | 337 | 495 | 821 |
Импорт Японии | 483 | 445 | 483 | 378 | 429 | 494 | 468 | 410 | 490 | 617 | 683 | 775 |
Так, в первой половине 90-х гг. в двусторонней торговле наблюдался спад, и лишь в 1995 г. объем экспортно-импортных операций составил 5,9 млрд долл. США. Доля России во внешней торговле Японии в 1998 г. составляла 0,3 % экспорта и 1 % импорта [2, 10].
В начале нового столетия с сфере торговли двух стран наблюдается оживление. Начиная с 2002 г., наблюдается рост экспорта и импорта Японии, который продолжается и по сей день. В 2005 г. объем товарооборота достиг рекордного уровня за весь период с 1992 г. и составил около 1 трлн 178 млрд иен [86]. Однако удельный вес Японии и России в общем товарообороте каждой из стран по-прежнему невелик. Удельный вес Японии в общем объеме российской внешней торговли находится на уровне около 3 %, а доля России в суммарном товарообороте Японии не превышает 1 %, что ни в коей мере не соответствует потенциальным возможностям сторон. Устойчивое положительное сальдо России в торговле со второй по экономической мощи страной мира нельзя расценивать как безусловный успех российской внешнеторговой политики. Основой статьей экспорта России остается необработанное сырье, основой импорта – автомобили и запасные части к ним. Доля необработанного, в основном дальневосточного, сырья превышает 50 %, продукции низкой степени переработки – около 40 %, тогда как на машины и оборудование приходится менее 1 % [33].
Что касается официальной структуры экспорта, то в ней можно выделить четыре основные товарные группы: цветные и драгоценные металлы (32 %), рыба и морепродукты (29 %), лес и пиломатериалы (14 %) и минеральное сырье и топливо (20 %) [22]. Следует упомянуть, что в официальную статистику не включены теневые поставки сырья, с учетом которых официальные данные могут существенно варьироваться. В импорте из Японии основными статьями являются: транспортные средства (в т.ч. автомобили, мотоциклы, катера) и запчасти к ним (71 %), продукция общего машиностроения (12 %) и электротовары и средства связи (8 %) [22].
Стратегической сферой российско-японского экономического сотрудничества стал топливно-энергетический комплекс (сахалинские нефтегазовые проекты, идея строительства газопровода между Сахалином и Японией, разработка Ковыктинского газоконденсатного и якутских газовых месторождений, проекты энергосбережения на предприятиях российского ТЭК, атомная энергетика) [4]. Япония очень заинтересована в российском проекте нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) и, на определенных условиях, готова выделить кредит под его строительство. Однако необходимо констатировать, что большинство инициатив остаются нереализованными. На последней встрече президента В.В. Путина и премьер-министра Японии Д. Коидзуми, последний сделал заявление о возможности в течение ближайших лет увеличить товарооборот между странами на 50 %. Сменивший Коидзуми на посту премьер-министра Японии С. Абэ на одной из пресс-конференций заявил, что по причине нерешенного территориального вопроса кардинальных перемен в торговой сфере между Россией и Японией не предвидится. По словам нового премьера Японии Ясуо Фукуда, недавно занявшего этот пост, необходимо "укреплять связи с Россией, одновременно решая проблему Северных территорий".
Особую роль в российско-японских отношениях играет Дальневосточный регион, потенциал которого значительно превышает возможности европейской части России в развитии российско-японских отношений. На Дальнем Востоке сосредоточено 30 % российских запасов древесины, выявлено более 70 видов минерального сырья, среди которых выделяются руды цветных и драгоценных металлов, алмазы, сырье для черной металлургии, химической промышленности, производства строительных материалов. Биологические ресурсы 200-мильной прибрежной зоны Дальнего Востока составляют 26 млн. тонн, в том числе 23 млн тонн – рыбные. Через дальневосточные морские порты и железнодорожные станции вывозится 50 % российского экспорта [3]. Но очевидно, что Дальний Восток отстает в своем экономическом развитии от европейских регионов России, что тормозит развитие деловых связей с Японией.
В целом за последнее десятилетие прошлого века ежегодные темпы прироста товарооборота Дальнего Востока с Японией составили 5 %. При этом экспорт рос более высокими темпами – 6,2 %. Лидером по росту оборота с Японией был Приморский край, далее шла Камчатская область и Хабаровский край. По другим регионам Дальнего Востока наблюдался либо незначительный рост, либо снижение товарооборота [3].
Сравнительный ресурсный потенциал и взаимная торговля: 1 2 3 4 5