Особенности экономической либерализации Китая
Аннотация. В статье исследуются особенности экономической либерализации Китая в разные периоды его развития. В «Золотой» период мирового лидерства Китая от эпохи Воюющих царств (475 – 256 гг. до н.э.) до начала второй половины первого тысячелетия (XV – XVII вв.) формируются такие особенности как естественность и пионерный характер. Во второй период подъема Китая, начавшегося после 1978 г., проявляются такие особенности либерализации как жизнеспособность, прерывистость, продвижение и «снизу» и «сверху», расширение открытости, использование сравнительных преимуществ, инновационная обусловленность. Доказывается, что темпы роста экономики современного Китая обеспечиваются проводимой китайским руководством политикой экономической либерализации.
Ключевые слова: экономическая либерализация, частная собственность, государство, открытость, сравнительные преимущества, инновации.
(Статья опубликована в журнале Инновации и инвестиции. 2020, №1, с.80 -85., совместно с Кучук О.В.).
Содержание:
Постановка и степень разработанности проблемы
Постановка проблемы после начальной формулировки предполагает её структурирование на содержательно сопряженные вопросы. Среди них вопрос о содержании экономической либерализации, её проявлении в Китае, универсальных и специфически китайских особенностях. Отдельно стоит вопрос о влиянии новых технологий на процессы либерализации в экономике.
Значительная часть сформулированные вопросы находятся в зоне устойчивого внимания исследователей экономики и политики Китая. У западных авторов выделяются труды Фергюсона, [1] и Whyte, М. [2]. C начала 90-х годов прошлого века эту проблематику начинают анализировать китайские авторы. Наиболее заметные работы у Zhao Dingxin [3, c.28-46], Lin J. [4]. Среди российских авторов проблематика китайской экономической либерализации отдельно не рассматривается, но затрагивается в качестве «сателлитной», то есть как сопутствующей в работах многих ведущих синологов.
Авторы в основном сходятся в понимании того, что экономическая либерализация – это уменьшение «величины государства» в экономике. Но они кардинально расходятся в оценке динамики этой «величины» в Китае. По мнению одних, в Китае она действительно снижается потому, что после 1978 года доля государства в ВВП, производственных фондах, экспорте, инвестициях падает. По мнению других авторов в китайской экономике государства становится больше - об этом свидетельствуют объемы государственных закупок, масштабы инфраструктурных проектов и показатели регуляторной экспансии государства.
Обобщение результатов опубликованных работ свидетельствует о том, что научный задел для понимания китайской экономической либерализации в основном создан. Но число вопросов, требующих внимания исследователей, остается значительным и даже растет. Этот феномен связан не только со сложностью вопросов и недостаточной интенсивностью исследований. Сказывается динамика и новое качество изменений в экономике Китая - наука не успевает их осмысливать.
Проблема экономической либерализации Китая и её особенностей предстает в статусе нарастающей и аналитически транзитной проблемы в том смысле, что по мере проникновения в неё она обрастает новыми деталями, которые генерируют новые вопросы.
Инструментарий анализа
Инструментарий анализа определяют понятия темы, использование которых позволяет исследовать явление через раскрытие его сущности, форм, общих и уникальные черт.
Исходное понятие – либерализация. Она предстает как идея устройства общественной жизни на базе широкого спектра свобод, прежде всего, гражданских и политических. Выделение в этом спектре экономических свобод выводит на второе конституирующее понятие темы - экономическую либерализацию. Она предстает как устройство хозяйственной жизни на основе свободы предпринимательства, свободы перемещения труда, свободы товарных и факторных рынков – всего того, что вытекает из феномена частной собственности. В таком случае движение в сторону расширения присутствия государства в экономике логично рассматривать как свертывание либерализации
На практике экономическая либерализация означает открытость экономики и использование сравнительных преимуществ. В теории её необходимость доказывается через нахождение экстремумов функций полезности, выручки и полных затрат. Но и теория и практика сходятся в понимании необходимости учитывать особенности китайской экономической либерализации.
Второе ключевое понятие темы – особенность. В экономических исследованиях оно рассматривается как самоочевидное. Ему придают такие значения как отличительная черта, своеобразие, свойство, специфичность, характерность. Отдельно стоит значение «лицо» - оно отражает этимологию древнерусского слова «собь». Поэтому особенность можно понимать и как свойство, определяющее неповторимое «лицо» явления.
Естественность
Первая особенность китайской либерализации – естественность. Она предстает как процесс, идущий снизу, не инициированный сверху и в этом смысле естественный. Как китайское явление экономическая либерализация не была отражением каких-то воззрений, политических решений или идеологических ориентировок. Она не была институциональным порождением и возникла из ткани китайской жизни. Она отвечал духу китайского менталитета как мироощущению, основанному на понятии "увэй" – невмешательство, следование за обстоятельствами. С этим понятием, на наш взгляд, сопрягается понятие «ортопрактика» [5, c.25]. «Ортопрактика» - правильное действие, которое воспринимается как «не действие», потому что его нельзя не делать.
Дискуссионным является вопрос о соотношении естественности экономической либерализации и конфуцианства. С одной стороны, все его четыре известные идеи соответствуют естественной природе экономической либерализации. Выделим только идею "и" - порядок через традиции и ритуалы: "мудрец ничего не придумывает и не изменяет" и идею "дао": «Человек следует [законам] земли. Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] дао, а дао следует самому себе» [5].
С другой стороны, конфуцианство как социальная редукция индивидуальной жизни, как деперсонализация экономических интересов не могла не противоречить естественности либерализации экономической жизни. Противоречивые оценки учению конфуцианства давались и отдельными китайскими исследователями, например, известным китайским экономиста Дж. Линем. Он предложил изящный ответ на вопрос о роли конфуцианства: его нельзя признать причиной побед или неудач в экономическом развитии [4,137]. Поскольку либерализация экономики и её развитие взаимообусловлены, то и конфуцианство нельзя признать естественным стимулирующим или естественным сдерживающим фактором либерализации.
Естественный характер экономической либерализации сказался на содержании многих экономических преобразований. Например, реформы в Китае оказались «не концептуальными». Китайские экономисты об этом прямо пишут: «В самом начале какой-либо детально продуманной концепции просто не существовало» [4, 187]. Её заменили китайские идеологемы, в первую очередь такие как «поиск истины в фактах», «освобождение ума». Основой успеха стала связь идеологем с традициями, национальной психологией, такими чертами китайского характера, как основательность, неторопливость и последовательность. Эта связь и отражала естественность китайской экономической либерализации.
Конечным итогом реализации такой концепции «без концепции» и стало китайское экономическое чудо.
Пионерный характер
Вторая отличительная черта китайской либерализации – её пионерный характер. Элементы экономической либерализации как реальности начали формироваться в Китае более чем за тысячу лет до Нового времени, задолго до того как в Европе в XVII веке появилось само понятие «либерализм».
Причина исторического первенства китайской либерализации – её взаимообусловленность рыночной экономикой, подобие которой зарождалось еще в эпоху Воюющих царств (475 – 256 гг. до н.э.) [6, с.23,]. Её контуры формировали свободная торговля землей, свободное ценообразование и свободная миграция труда.
Свободная торговля землей существовала еще в эпоху Чуньцю (770 по 476 г. до н.э.) стала возможной благодаря частной собственности на землю. В Европе же институт аристократии, которой принадлежала земля, блокировал частную собственность на землю и сделал невозможным земельный рынок.
Товарные рынки со свободным ценообразованием сформировались еще раньше - примерно 2500 лет назад в период войны между царствами У и Юэ, Более того, они превратились в фактически спекулятивный фьючерсный рынок, то есть рынок, на котором реальная цена становится менее значимой, чем ценовой тренд и который становится символом либерализма.
Примерно в тот же период стало возможным свободное перемещение между территориями (царствами) не только мыслителей, но и рабочей силы.
В Европе же феодальная собственность на землю жестко привязала крестьян к господским наделам и сделала невозможным формирование рынка труда.
В итоге экономика Китая стала первой и по уровню развития и по развернувшимся в ней процессам либерализации.
Жизнеспособность
Естественность процесса либерализации как соответствие гуманистической природе человека не могла не выразиться в её жизнеспособности. Даже в периоды жесткого подавления либерализации её ростки пробивались наружу.
Примером может служить события периода двух последних императоров Гуансюя и Пу И (1875–1912). Это был период упадка Китая, социально-экономических потрясений, стихийных мятежей, ксенофобских настроений. Но даже в этот период проявляются и элементы экономической либерализации. Они проявляются в том, что Запад все глубже проникает в Китай. Многие города на восточном побережье и по берегам рек внутри страны становятся открытыми для торговли. Иностранцами строится первая железная дорога Шанхай – Учун. Иностранцы создают первые телефонные линии. Морем завозятся первые автомобили. Разрешается использовать иностранные займы для финансирования армии. В последние десятилетия появляется относительно свободная пресса. Иностранные книги переводятся на китайский язык. В 1906 г. переводится Манифест коммунистической партии.
Второй пример связан с событиями первые трех десятилетий после образования КНР. Они были десятилетиями подавления либерализации. Предприятия лишили даже тех прав хозяйственной деятельности, которые они получили в период «большого скачка».
Но даже в этот период, появляются элементы либерализации в системе собственности: сокращается число государственных предприятий в промышленности и торговле, возникает большое количество кооперативных и мелких частных предприятий: ресторанов, мастерских, магазинов; открываются рынки кооперативной и частной торговли. Появляются кооперативы в народных коммунах в сельской местности. Крестьянам возвращаются приусадебные участки, начинают функционировать рынки сельскохозяйственной продукции.
Знаковым событием стала и предпринятая в последние годы эпохи централизованной экономики (1977-1978) попытка «западного скачка».
Она предполагала, использовать западные технологии для решения назревших проблем. Попытка оказалась неудачной. Но удачей можно считать неумолимо приходящее к властям КНР понимание необходимости экономического сотрудничества с Западом, другими словами, необходимости либерализации китайской экономики
Упомянутые события свидетельствуют, что экономическая либерализация – процесс лоскутный, мозаичный, точечный. Её всполохи могут наблюдаться и в периоды разрыва либерализации.
Возможна ли следующая – большая волна разрывов китайской экономической либерализации? Неопределённый, случайный и вероятностный характер экономического развития при данном объёме накопленных данных не позволяет найти однозначный ответ на этот вопрос. Но со временем возможность для такого ответа появится.
Прерывистость
История экономической либерализации даже в самых успешных странах свидетельствует о её прерывистом характере. Прерывистость отражается в ломаной линии истории либерализации, в происходящих то разрывах – процессах свёртывания либерализации, то её подъемах – процессах продвижения либерализации.
Эти процессы по критериям времени и масштабам можно разделить на два вида. Первый вид - протяженные, системные разрывы и подъёмы. Второй вид – точечные и ситуативные разрывы и подъёмы.
Примером первого вида разрыва стало то, что можно назвать «великим разрывом» - длившееся более пяти столетий свертывание либерализации, Хронологически его рамки можно связать с двумя событиями. Первое - смерть Чжу Ди (1424 г.), третьего императора династии Мин и последовавшее за ней прекращение плаваний знаменитого китайского мореплавателя адмирала Чжэн Хэ, после чего был взят курс на фактическую изоляцию Китая. Второе событие произошло 18-22 декабря 1978 г., когда был проведен 3-й пленума ЦК КПК 11-го созыва, который принял решения, фактически означавшие взятие курса на экономическую либерализацию. Между этими событиями было и продолжавшееся в силу инерции экономическое развитие Китая, оно достигло своей вершины в XVII веке, и удерживание этой вершины вплоть до XIX века. Тем не менее, конечном итоге, дни (или века) мирового лидерства Китая и расцвета его экономической либерализации оказались сочтены.
История не даёт внятного ответа на вопрос, почему произошел «великий разрыв».
Примером протяженного, системного подъёма либерализации, может служить и её подъём, взаимосвязанный с возрождением китайской экономики и её приближением к статусу мирового лидера. В отличии от ситуации с «великим разрывом», причины продвижения либерализации можно обозначить как «политикотворные» - они результат реализации взятого коммунистической партией Китая курса на реформы и открытость в экономике.
Продвижение и «снизу», и «сверху»
Следующая особенность экономической либерализации в период возрождения Китая – её продвижение одновременно и снизу, «от жизни», но и сверху, от институтов. Она поддерживается на самом высоком уровне, включая Председателя КНР Cи Цзиньпина. В его программных выступлениях на конференциях Баоаоского азиатского форума неоднократно заявлялось: "Мы должны содействовать либерализации и удобству торговли и инвестиций" [7].
Поддержки либерализации «сверху» во многом связана с положительным отношением к западному образованию. Его получили и те некоторые представители китайского руководства, которые определяют экономическую политику страны. Так, экономический советник председателя Си Цзиньпина, Лю Хэ, ставший в 2018 г. членом Политбюро КПК и вице-премьером Госсовета КНР, учился в Университете Сетон-Холл в Нью-Джерси и в Гарвардской школе Кеннеди. Джастин Линь (Линь Ифу) основатель и первый директор Китайского центра экономических реформ, получил докторскую степень в Чикагском университете.
Можно предположить, что синергетический эффект поддержки экономической либерализации и «снизу», и «сверху» стал решающим условием китайского экономического «чуда».
Расширение открытости
Расширение открытости как особенность китайской экономической либерализации отражена в официальном названии нового курса (политика реформ и открытости). Она содержательно определяется как главное условие экономической либерализации. Это условие активно формируется через создание первых специальных экономических зон (1980), открытие 14 приморских городов-портов (1984), распространение политики открытости на все прибрежные районы Восточного Китая (1991).
На рубеже ХХ-ХХI веков провозглашается новая внутренняя и внешняя экономическая политика. Она обозначается понятием «цзоучуцюй», которое переводится как «выходить», а содержательно означает, что на фоне глобализации охват государственных интересов не только ограничен традиционными государственными границами, он распространен на регионы. Эта политика будет конкретизирована как «Стратегия продвижения китайских товаров, инвестиций, технологий и рабочей силы». В 2019 г. принимается проект Закона КНР об иностранных инвестициях – четвёртый в линейке законов в инвестиционном направлении. Формируется новая – либеральная экономическая структура. В официальных китайских документах она называется структурой открытого типа.
В 2018 г. политика реформ и открытости отметила свое 40-летие. За эти годы доля частного сектора в ВВП вышла на 60-процентную отметку. Такой же показатель и у доли частного сектора в инвестициях в основной капитал. Частный сектор обеспечивает 90% прироста новых рабочих мест [8]. Наконец, статистика дает ответ на вопрос «кто содержит китайское государство?». Ответ однозначен – более 50% получаемых государством налогов обеспечивает частный сектор.
Использование сравнительных преимуществ
Сравнительные преимущества производства товара «А» в данной стране определяются меньшим количеством товара «Б», от производства которого необходимо отказаться для увеличения производства «А» в другой стране. Источник преимущества – более высокая обеспеченность данной страны ресурсом, который интенсивно используется для производства «А».
Классический по отношению к Китаю пример – его преимущество в производстве трудоёмких товаров, никогда не являлся типическим, потому его абсолютное преимущество в численности населения запутывало ситуацию, уводя её в сторону абсолютных величин. Например, если сравнивать Китай и Северную Корею, то относительно трудоизбыточной страной является Северная Корея, имеющей в 55 раз меньшее население.
Тем не менее, аналитический потенциал принципа сравнительных преимуществ не исчерпан. Он задействуется для выработки такой экономической политики, которая позволит решать конкретные проблемы. Среди них: неспособность Китая на сегодня обеспечить производство авионики, авиационных двигателей для широкофюзеляжных самолетов, обеспечить продаваемость китайских товаров на основе своей интеллектуальной собственности на открытых конкурентных рынках. Этот потенциал доказывают и теоретические работы китайских экономистов, и новейшая экономическая история Китая.
Характерным является пример с механизацией сельского хозяйства Китая. В десятки раз более высокая продуктивность американского фермера, чем у китайского крестьянина объяснялась применение в США капиталоемких технологий. Она и признавалась наилучшей. Отсюда лозунг "Механизация – ответ на вызовы в развитии сельского хозяйства". Но в условиях открытого конкурентного рынка жизнеспособными оказались только те китайские хозяйства, которые избрали более трудоёмкие технологии. Результат отказа от сравнительных преимуществ - провал курса на механизацию.
Подобная ситуация складывалась во всех отраслях китайско1 экономики. Наиболее зримые очертания она приобрела в тяжелой промышленности (особенно в провинции Ляонин), автомобилестроении (сравнение производства автомобилей Fukang в городе Ухань и Honda Accord в городе Гуанчжоу), производстве товаров народного потребления.
Выбор стратегии использования сравнительных преимуществ оказался решающим фактором экономического возрождения Китая. Этот выбор стал и выбором в пользу либерализации китайской экономики, поскольку и сама теория сравнительных преимуществ, и разработанная на её основе и получившая нобелевское признание модель Хекшера – Олина, и её продолжение в теории Столпера – Самуэльсона обосновывают необходимость экономической либерализации.
Примечательна история практической реализации стратегии сравнительных преимуществ. Китайские экономисты отмечают, что реализация шла «снизу», от предприятий. Более того, первоначально не была четкого названия стратегия сравнительных преимуществ [с.133]. Эта историческая деталь свидетельствует о естественном характере экономической либерализации Китая.
Инновационная основа
Еще одна особенность китайской экономической либерализации начала XXI века – её сопряженность с инновационным развитием. Доля частных предприятий в общем числе высокотехнологичных предприятий превысила 70%. [11]. Инновационное развитие Китая и либерализация его экономики оказались взаимообусловлены. В первую очередь об этом свидетельствуют такие высокотехнологичные сектора как космическая промышленность и цифровые технологии.
Знаковым событием для развития космической промышленности стал 2014 год, когда Государственный совет Китая впервые объявил о готовности приветствовать частные инвестиции в эту отрасль. В 2015 году национальная комиссия по развитию и реформам обнародовала план развития частного космического сектора в стране, рассчитанный на 10 лет. С этого момента в Китае появляются космические стартапы.
В настоящее время (2020 г.) китайскому «частному космосу» уже более 5 лет. С одной стороны, его развитие можно считать успешным. В стране появились частные космические компании, такие как Onespace, LinkSpace, Landspace и Shenzhen Yu Long Aerospace Science and Technology и другие. Они разрабатывают и собственные ракеты-носители, и спутниковые платформы.
С другой стороны, сам феномен «частного космоса» в определенной степени в значительной степени обеспечен китайскими властями. Об этом свидетельствует и упомянутый план, и финансово-организационная связь частных космических компаний с государством через университеты и разного рода фонды. Кроме того, как минимум часть упомянутых компаний опирается на предыдущие разработки государственных структур.
События второго десятилетия XXI века дают все больше аргументов считать, что уже в ближайшем времени борьба за лидерство в освоении космоса будет идти не между государствами, а между «космическими частниками» этих государств. Первой становится та держава, чей «космический частник» будет более эффективен. Этот вывод во многом основан примером американской частной компании SpaceX и её основателя - предпринимателя Илона Маска.
Подобный вывод переносится и на другие высокотехнологичные сферы. Доказательством может быть производство самолетов и развитие такой формы инновационной экономики как цифровая экономика. Все китайские информационно-коммуникационные компании, можно рассматривать как цифровые компании – это частные компании, включая и самые крупные (Alibaba Group, Tencent Holdings, Ping An Insurance, Huawei).
Проблема инновационного лидерства предстает как проблема первенства в уровне экономической либерализации.
Инновации становятся движущей силой китайской экономической либерализации, а она сама превращается в необходимое условие поддержания высоких темпов экономического роста Китая.
«Золотой» период мирового лидерства Китая от эпохи Воюющих царств (475 – 256 гг. до н.э.) до начала второй половины первого тысячелетия (XV – XVII вв.) сопровождался продвижением экономической либерализации. Её особенностями стали естественность и пионерный характер.
В период второго подъема Китая, связанного с решениями 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва (1978 г.), проявились такие особенности либерализации как жизнеспособность, прерывистость, продвижение и «снизу» и «сверху», расширение открытости, использование сравнительных преимуществ, инновационная обусловленность.
Высокие темпы роста экономики Китая за 40-летний период реформ (1979-2018) обеспечены проводимой китайским руководством политикой экономической либерализации.
1. Фергюсон, Н. Цивилизация, чем Запад отличается от остального мира /Ниал Фергюсон: пер. с англ. К. Бандуровский под ред. И. Кригера. – Москва: АСТ CORPUS, 2014 . 544 c.
2. Whyte, М.К. Paradoxes of China’s Economic Boom. 2009. Available at: https://scholar.harvard.edu/martinwhyte/files/annurev-soc-070308-115905.pdf (accessed 2020 January 2020).
3. Zhao Dingxin. The Defensive Regime and Modernization // The Journal of Contemporary China. Number 7, Fall 1994. P.28-46
4. Lin J. Demystifying the Chinese Economy. New York: Cambridge University Press, 2012. 330 p.
5. Дао дэ Цзин, Лао-цзы, Гуань-цзы : Даоские каноны / Перевод, вступит. ст., коммент В.В. Малявина – М.: «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2002. 542 c. : ил.- (китайская классика: новые переводы, новый взгляд).
6. Уитл, Дж. История Китая; пер. с англ. М.Д. Польдовской. – М.: АСТ: Астрель, 2008. 288 с.
7. 习近平:促进贸易和投资自由化便利化 Cи Цзиньпин: Содействовать либерализации и удобству торговли и инвестиций. Available at: // http://www.gov.cn/xinwen/2019-04/26/content_5386501.htm (accessed 2020, January, 20).
8. Го Вэйминь. Вклад частного сектора экономики в ВВП КНР превысил 60%. «Жэньминь жибао» онлайн 2019, 6 марта. Available at: http://russian.people.com.cn/n3/2019/0306/c31518-9553049.html (accessed 2020, January, 24).
Annotation. The article deals with peculiarities of Chinese economic liberalization at different periods of china’s history. In the first period of China's world leadership, such features of liberalization as naturalness and pioneering character are formed. In the second period of China's rise, which began after 1978, such features of liberalization as viability, discontinuity, promotion from "bottom" and "top", increased openness, use of comparative advantages and innovative conditionality are displayed. It is proved that the growth rate of the economy of modern China is provided by the policy of economic liberalization pursued by the Chinese leadership.
Key words: economic liberalization, private property, state, openness, comparative advantages, innovation.