Технологическая модель
technological model, 技术类型
Модель, описывающая закономерности развития внешней торговли. В моделях внешней торговли относится к группе новейших моделей.
Другие названия: модель жизненного цикла, парадигма стая летящих гусей, модель Вернона.
История разработки. Модель разрабатывается с 30-х годов ХХ век. Одни из первых разработчиков – японские экономисты, в работах которых и появилось специфически восточное название модели – стая летящих гусей. Однако наиболее полное обоснование модели дано в 60-х годах прошлого века американским экономистом российского происхождения - Раймондом Верноном (фамилия родителей, мигрантов из России, оказавшихся в 20-х годах в Нью-Йорке – Высоцкие).
Основная идея модели – экспорт или импорт товара определяются стадиями его жизненного цикла (отсюда и еще одно название модели – модель жизненного цикла). Разработка модели оказалась поиском ответа на вопрос, – на какой стадии жизненного цикла товар будет экспортироваться, на какой – импортироваться.
Поскольку стадии жизненного цикла отражают технологическую новизну (технологическое устаревание) продукта, то основную идею модели можно выразить и так – экспорт или импорт товара определяются его "технологическим возрастом". Отсюда и название модели, которое мы рассматриваем в качестве основного – технологическая модель. Отсюда и еще одно возможное, на наш взгляд, название – Инновация'>инновационная модель внешней торговли.
На стадии внедрения товар экспортируется той страной, где он внедряется (США). Импортируется страной, подобной по уровню доходов и потребительского поведения (Япония). При этом новые товары оказываются относительно более трудоемкими – их пока ещё не стандартизированное производство требует работников с высоким уровнем образования и профессионализма и соответствующей оплатой. Высокая оплата оказывается возможной – монопольная позиция первичных производителей позволяет переложить издержки первичных производителей на потребителей.
В результате экспортные отрасли в США и других развитых странах – это отрасли, в которых труд относительно более высоко оплачивается (аэрокосмическая промышленность). Отрасли, в которых труд относительно менее оплачивается, не являются экспортно-конкурентными (производство одежды и обуви в США). Данное обстоятельство во многом объясняет парадокс Леонтьева.
На стадии роста продукт становится более стандартизированным, массовым, привычным, дешевым. Появляется возможность его производства в других развитых странах (Япония), которые из импортера превращаются в его производителя и экспортера. Продукт начинают импортировать менее развитые страны (Индонезия).
На стадии зрелости продукт становится максимально стандартизированным, его производство не требует высокой квалификации и перемещается в третьи страны (Индонезия), которые начинают его экспортировать, в том числе в числе и в страны первого (США) и второго (Япония) эшелона.
На стадии упадка продукт технологически устаревает, объемы продаж снижаются, развитые страны начинают внедрять новый продукт.
Верификация модели. Достоверность модели подтверждается историей развития многих отраслей. Среди них: сельское хозяйство, текстильная промышленность, радиотехническая, целлюлозно- бумажная, химическая, электронная.
Попала ли уже под действие закономерностей, описываемых данной моделью, автомобильная промышленность? Вопрос - дискуссионный. Ответ зависит от того, является или не является автомобиль инновационным продуктом. Если инновации в автомобиле до сих пор возможны, то его символом будет оставаться автопром США и Японии, если нет - то автопром Китая.
Образование, Стандарт, Цикл
education, cycle, standart