Фрейминг эффект - пример
asian epidemic
Азиатская эпидемия - классический пример фрейминг эффекта, описанный израильско-американский психологом Канеманом – лауреатом Нобелевской премии по экономике 2002 года.
Содержание эффекта.
Гипотетическая ситуация выбора программы подготовки к неизвестной азиатской эпидемии, которая по прогнозам убьёт 600 человек.
Первая ситуация - есть две альтернативные программы - А и Б.
Программа А позволит спасти 200 человек.
Программа Б – позволит спасти 600 человек с вероятностью 1/3 и с вероятностью 2/3 что никто не спасется.
Большинство – 72% выбирают программу А, которая гарантирует спасение 200 жизней. Большинство предпочитают неприятие риска.
Вторая ситуация - есть две другие альтернативные программы - В и Г.
Программа В приведет к гибели 400 человек.
Программа Г – с вероятностью 1/3 никто не умрет, с вероятностью 2/3 – умрут 600 человек.
Большинство – 78% выбирают программу Г с составляющей - от болезни никто не умрет. Большинство предпочитают рисковое поведение.
Однако программы А и Б идентичны программам В и Г, но вызывают разные ассоциации.
Причина – несовпадение отправных точек (reference point) принятия решения. В условиях позитивного фрейминга (спасенные жизни) - это избегание риска, в условиях негативного (потерянные жизни) - наоборот. Другими словами - разный фрейм представления одних и тех же исходных данных.
Содержание эффекта.
Гипотетическая ситуация выбора программы подготовки к неизвестной азиатской эпидемии, которая по прогнозам убьёт 600 человек.
Первая ситуация - есть две альтернативные программы - А и Б.
Программа А позволит спасти 200 человек.
Программа Б – позволит спасти 600 человек с вероятностью 1/3 и с вероятностью 2/3 что никто не спасется.
Большинство – 72% выбирают программу А, которая гарантирует спасение 200 жизней. Большинство предпочитают неприятие риска.
Вторая ситуация - есть две другие альтернативные программы - В и Г.
Программа В приведет к гибели 400 человек.
Программа Г – с вероятностью 1/3 никто не умрет, с вероятностью 2/3 – умрут 600 человек.
Большинство – 78% выбирают программу Г с составляющей - от болезни никто не умрет. Большинство предпочитают рисковое поведение.
Однако программы А и Б идентичны программам В и Г, но вызывают разные ассоциации.
Причина – несовпадение отправных точек (reference point) принятия решения. В условиях позитивного фрейминга (спасенные жизни) - это избегание риска, в условиях негативного (потерянные жизни) - наоборот. Другими словами - разный фрейм представления одних и тех же исходных данных.