Транснациональная компания
Transnational company, 跨国公司
Для обозначения явления, которое описывается понятием "транснациональная компания" могут быть использованы еще 15 понятий. Это число определяется количеством сочетаний используемых в международной экономической лексике 4 прилагательных и 4 существительных. Прилагательные – транснациональная (transnational), многонациональная, (multinational) глобальная (global), международная (international). Существительные – компания (company), корпорация (corporation), фирма (firm), предприятие (enterprise).
Для разграничения приведенных понятий исходим из критериев частотности применения и общности содержания.
Наиболее высока частотность понятий "транснациональная компания (корпорация) и многонациональная компания (корпорация). Обозначим их соответственно ТНК и МНК. При допустим, что в данном контексте понятия "компания" и "корпорация" могут рассматриваться как содержательно идентичные. В таком случае остаётся "развести" ТНК и МНК
Наиболее высокий уровень общности у понятия "международная корпорация". Его можно использовать в качестве исходного понятия, своего рода знаменателя, позволяющего разграничить ТНК МНК. Любая международная корпорация – это корпорация "между народами", что предполагает как минимум два признака. Признак первый – она основной носитель, проводник международных прямых инвестиций. Второй признак – у нее есть за рубежом филиалы, дочерние компании или ассоциированные компании.
ТНК – это такая международная компания, которую отличает от МНК история развития, наличие национальной головной компании и особая маркетинговая политика.
История ТНК – это история бывшей национальной компании. Она развивалась внутри национально рынка, успешно функционировала, разрослась и открыла подразделения за рубежом. При этом "начальная" головная компания принадлежит капиталу одной страны.
История МНК – это другая история. МНК разрастается не столько изнутри, сколько извне. Она – результат объединения нескольких компаний. Её масштабы относительно малы и головной капитал принадлежит капиталу двух и боле стран. Отсюда и название – многонациональная.
Маркетинговую политику ТНК отличает подход к рынкам разных стран как к одному глобальному рынку – продукция ТНК не сегментируется. Поскольку МНК создается из разных компаний разных стран, то считается, что её продукция в большей степени подвержена сегментации.
У ТНК и МНК больше общего, чем различий. Их объединяет:
- страновое несовпадение места принятия управленческого решения и места и его исполнения;
- относительная независимость от правительств, как стран реципиентов, так и родительских стран;
- отраслевая направленность деятельности, которая диктуется тем, что капитал – далеко не достаточное условие международного бизнеса: необходимость знания, квалификация, менеджмент;
- использование инструментов международных финансовых рынков: фьючерсов, свопов, опционов, форвардных контрактов;
- глобализация производства, менеджмента, коммуникаций, финансового планирования, маркетинга;
- одни и те же альтернативы созданию. Таких альтернатив две. Первая – расширение производства в родительской стране с последующим роста экспорта. Вторая – продажа лицензий иностранным фирмам на производство товара. Однако эти альтернативы не реализуются – этому препятствуют факторы создания международных корпораций.
Факторы создания ТНК и МНК: эффект масштаба, поиск дешевых ресурсов (теряет значение), жизненный цикл продукта, различие в производственных функциях, особенности лицензий, знаний и информации, несовершенство рынка, трансфертное ценообразование.
Продукция, Реципиент, Сегментация
Production, Recipient, Segmentation,