Прайминг
priming
Слово заимствовано из английского языка во второй половине ХХ века. Первоначальная сфера использования – техническая терминология. Прайминг – грунтовка, заправка, подготовка покрытия, запас, взрыватель.
Такое значение слова отражает истоки слова. Они в латинском слове primus – первый, в начале, впереди. Возможная индоевропейская база - per- вне - от pro- прежде, до, раньше.
Позднее сфера применения слова расширяется – с его помощью описывают психологические принципы обработки информации. Прайминг - активация специфических ассоциаций в памяти. Затем слово становится психиатрическим термином. Прайминг – процесс, в результате которого недавний опыт усиливает доступность тех или иных воспоминаний. Им описывают случаи из клинической практики, например, муссирование темы самоубийств, вело к учащению суицидов.
Новая "понятийная" жизнь слова начинается с переводом на русский язык в 2014 году книги лауреата Нобелевской премии по экономики Даниэля Канемана "Thinking, Fast and Slow". Он показывает, что прайминг, как эффект предшествования, распространяется не только на слова и концепции, но и на действия. В этом случае прайминг выступает как идеомоторный эффект – влияния идеи на действия.
Прайминг как идеомоторный эффект проявляется в поведенческой экономике. Так, мысль о деньгах даёт установку на индивидуализм – нежелание воздействовать с другими, зависеть от них или принимать от них просьбы. Прайминг воздействует на все аспекты человеческой жизни.