☰ ⇧
Экономика - Аналитика - Этимология
Эканет: В начале было Cлово
Фокин Н. И.
аналитика статьи юмор о сайте
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

аудит
базовые понятия
баланс
банковские понятия
валюта
взаимодействие
внешность
внешняя торговля
география
глобальные проблемы
государство
деривативы
женщина
инновация
институционализм
интернет
история
Китай
коэффициент
кризис
культура
личность
люди
макроэкономика
маркетинг
математическая экономика
менеджмент
методология
микроэкономика
модели торговли
модель
наука
негатив
неопределённость
одежда
организации
отношения
парадоксы
позитив
политика
посредники
природные ресурсы
работа
развитие
религия
риск
Россия
семья
смерть
страна
строй
типы рынка
торговля
физика
финансовые операции
формы предприятия
цветы
ценные бумаги
экономика информации
экономическая история
экономические науки
эмоции
язык

Монополия

Monopoly, 专利权

Первое значение слова, попавшего в русский язык в начале XXVIII веке во времена Петра I, – исключительное право на продажу или производство чего-либо. Это прямым образом соответствовало его первичному значению.

Предполагается, что оно заимствовано через польское "monopolia". Истоки слова - "mono" от греческого "monos"- один, единый, греческое "poleo" - продаю. Отсюда первичное значение слова - единоличное право на продажу /латинское - "mono-polium"/. В таком контексте понятие монополия используется и сегодня: монополия - исключительное право производства, торговли, промысла, принадлежащее одному лицу, группе лиц, государству.

В начале ХХ века слово приобрело значение хозяйственного образования, которое стремится занять доминирующее положение на рынке для контроля над рынком и получения высокой прибыли.

Для определения монополии как доминирующего на рынке хозяйственного образования необходимо исследовать ее долю на рынке, уровень ценовой эластичности спроса на ее товары, загрузку мощностей, условия заключенных им договоров. Различают монополию естественную (ресурсную или технологическую), производственную, организационно-управленческую, распределительную.

Существование монополий в определенной степени неизбежно. В современных условиях оно является результатом действия таких факторов, как патенты, редкие ресурсы и высокие стартовые издержки, не позволяющие развиваться конкуренции в некоторых отраслях.


Категория:
типы рынка

Связанные понятия:
Регулирование Государственная собственность Реклама Конкуренция Дискриминация Мопосония Рынок

монополия, отрасль, право, производство, продажа, фактор
factor, industry, monopoly, production, right,