Любовь
Из множества значений этого слова выделим любовь как эрос, как отношение между мужчиной и женщиной. Несмотря на эмоциональное и во многом иррациональное содержание этого отношения, оно поддается экономическому анализу. Для экономистов Любовь – это редкий ресурс, который имеет самую высокую (precious) ценность в мире (Д.Робертсон, 1956).
Источник ценности любви – устремленность на другого человека, что отражается и в первичном значении слова. Любовь – старославянское любъ- милый приятный, древнеиндийское lobhas – желание, жажда. Английское love, латинское слово libēre- радовать, доставлять удовольствие, быть в радость, нравиться, угождать
Наибольший вклад в разработку экономического подхода к анализу любви был внесен американским экономистом нобелевским лауреатом Гэри Беккером (Г.Беккер, 1981)
Почему данный мужчина (ДМ) любит данную женщину (ДЖ)? Потому что благосостояние ДЖ включается в функцию полезности ДМ. Чем лучше ей, тем большую полезность получает он. Условие: ДМ ценит эмоциональный и физический контакт с ДЖ. В этом смысле ДЖ в сравнении с другими женщинами имеет для него наибольшую ценность.
Почему ДМ будет стремиться к браку с ДЖ? Потому что брак позволяет максимизировать упомянутую полезность по двум направлениям. Первое - ДМ сможет воздействовать на благосостояние ДЖ и тем самым увеличить значение своей функции полезности. Второе – те блага, которые воплощают его "контакт" с ДЖ можно производить с меньшими затратами в браке, чем при поддержании "незаконных" отношений с ДЖ.
Как может повести не полюбившая женщина? Дажеесли у нее не возникнет ответное чувство, она выиграет от брака с мужчиной, который ее любит. Причина – ДМ ради максимизации своей функции полезности передаст ей свои ресурсы. Браки без взаимной любви – возможны и эффективны.
Любовь как фактор эффективности брака. Брак, связанный с любовью, эффективнее других браков, даже если один из супругов – эгоист, потому что он также получает выгоду от повышения эффективности.
Благосостояние, Затраты, Ценность, Эгоизм
Costs, Egoism, Value, Welfare