За известным и доказанным утверждением о природных богатствах России как источнике её сравнительных преимуществ скрывается немало деталей, которые требуют своего осмысления.
Во-первых, по разведанным ресурсам в пересчете на душу населения и на квадратный километр Россия не занимает первого места, как и по абсолютным показателям многих составляющих природных богатств. Выделяют углеводородное сырьё. Но и оно через призму индекса Баласса проявляется разнородно.
Самые высокие выявленные сравнительные преимущества, оцениваемые по этому индексу - у нефтяного газа – попутного продукта добычи нефти – он колеблется в пределах от 3,7 до 5,2. На втором месте – сырая нефть 3,3 - 4,9. Далее следуют нефтепродукты 3 - 3,6 и угольные брикеты 3 – 3,8.
Углеводородные товарные группы, которых в российском экспорте всего 4, формируют 71% стоимости экспорта. По остальным группам преимущества не выявлено, но они определяют 29% стоимости экспорта.
Среди базовых товарных групп наблюдается несоответствие между уровнем их выявленных сравнительных преимуществ и долей в экспорте. Наиболее высок уровень несоответствия у нефтяного газа и угольных брикетов. Подобная ситуация и по импорту.
Объяснить эту ситуацию можно только деформированностью мирохозяйственных связей политикой, культурой, идеологией. Сдерживающую роль играет относительно закрытый характер российской экономики, препятствующий реализации сравнительных преимуществ. Как результат – они не выявляются и можно предположить, что они остаются в категории потенциальных преимуществ.
© Фокин Н. И.