Какое впечатление складывается, когда знакомишься с обширной литературой по интеграционной тематике? Впечатление, что в аналитическом и, прежде всего в экономико-теоретическом плане в отношении интеграции не существует каких-либо неясностей или вопросов. Впечатление, что выгоды интеграции неизбежны, проблем нет, и дело только за политической волей и кропотливой будничной организаторской деятельностью государства и бизнеса. Если цели намечены и задачи определены, то осталось только начать или ускорить "интеграционную работу".
Однако на наш взгляд предполагаемый прямой подход не соответствует ситуации с внешнеэкономической интеграцией России. Ситуация носит значительно более сложный характер. Последствия "интеграционной работы" не однозначны и в этом смысле они могут оказаться неожиданными. Причина - существование специфически российской проблемы и вытекающих из этой проблемы вопросов.
В чем проблема? В том, что мы, российские дальневосточники, живем, в "natural economic territory" или сокращенно "NET". Это понятие сконструировал и использовал в своих материалах профессор Скалапино. Если учесть российскую доминанту "естественности" исследуемой территории, то это, скорее всего "природная экономическая территория". Природная потому, что именно доминанта высокой обеспеченности природными ресурсами в сравнении с другими гетерогенно понимаемым факторами и по отношению к другим странам определяет место России на этой территории. Подчеркнем принципиальное значение сравнительного характера высокой обеспеченности страны природными ресурсами. Ресурсный потенциал страны определяется не абсолютными, а относительными количественными и качественными характеристиками ресурсов, которыми она наделена. Если рассматривать ресурсный потенциал страны как ее сравнительные преимущества, то для его оценки необходимо будет учесть различия в показателях относительной наделенности ресурсами данной страны по отношению ко всему миру. Читать дальше >>