Парадокс первый: бунтуют не самые бедные.
Экономическая картина арабского мира – пестрая. На полюсах разрыв в уровне доходов на человека – в 110 раз. На верхнем полюсе Катар - 66 тысяч долларов на человека в 2010 году. На нижнем – Сомали – 600 долларов.
Первый взрыв 2011 года – в не самой бедной по арабским меркам стране. Тунис – 8,6 тысяч долларов на человека. Это место в середине не только арабского списка, но и в мире: среднемировое значение ВВП на душу населения – 8,9.
Самый масштабный взрыв. Египет - доход на человека – 5,9 тысяч долларов. Не самое провальное место. Среди стран Арабской лиги – это одиннадцатое место снизу. Меньше - в Сомали, Коморах, Судане, Палестине, Сирии, Ираке, Иордании, Мавритании, Марокко, Йемене.
Самый мощный и кровопролитный взрыв – в далеко не самой бедной арабской стране. Ливия – по валовому внутреннему продукту на душу населения (18,7 тысяч долларов) – в 3 раза богаче Египта (и кстати, в 1.6 раза выше чем в России). Она седьмая самых богатых арабских стран. После Катара, Кувейта, Объединенных Арабских эмиратов, Бахрейна, Омана, Саудовской Аравии.
Парадокс второй: самые бедные – самые молодые.
Если молодость населения страны оценивать по доле жителей до 25 лет, то самая почтенная в возрастном отношении страна одновременно и самая богатая. В Катаре до 25 лет – 33,% жителей. В Кувейте до 25 лет – 37,7% жителей. В третьей по доходам стране – ОАЕ – молодежи и того меньше – 31%. В самых бедных странах эта доля в 2 раза выше. Например, Сомали - 63,5%, Коморские острова - 67,4%, Палестина - 64,4.
Но возможно, что эта закономерность по существу и не парадокс, если вспомнить учение Беккера об экономике семьи. Но парадокс по форме – обнаружить действие беккерианской закономерности в арабском мире никак не ожидалось.
Парадоксы можно и нужно попытаться объяснить. Например, тем, что оценивать уровень жизни по средним доходам – все равно, что оценивать состояние здоровья по средней температуре в больнице. Важно знать и распределение доходов, например, значение коэффициента Джини. Но это знание, как и многое, многое другое, недоступно и можно только догадываться.
Одна из догадок – исламский фактор ставит под сомнение универсализм социально-экономического устройства по трансатлантическому образцу. Другая догадка - из множества стран история выхватывает для бунта отдельные страны не столько из экономических, сколько из других соображений.