Мажорные оценки экономического будущего Азии звучали и раньше - с начала 90-х годов. Но бурный подъем в начале нового века двух ведущих экономик – китайской и индийской (эффект Chindia = China + India) не только повысил громкость этого звучания, но и изменил его тональность. В нем появились мировоззренческие и цивилизационные мотивы. Теперь слышны не только утверждения, что центр экономического могущества перемещается в Азию и что Азия – самый перспективный и динамичный регион мира. Звучат и выводы, что будущее мира принадлежит Азии и что Азия – континент надежды человечества и более того, на этом континенте уже накоплен запас, избыток надежды.
Но возникает вопрос – где же она, Азия? Каковы основания для такого вопроса?
Во-первых, сама концепция Азии по своей сути – западная. Она - своего рода концепция-вестерн. У азиатов не принято называть или считать себя азиатами. По крайней мере, не принято в той степени, в какой принято у европейцев называть и считать себя европейцами. Например, гостей Индии предупреждают, что отнестись к жителю Индийского субконтинента как к азиату, назвать его таким словом – значит сделать ему неприятно и даже обидеть его.
Во-вторых, у азиатов нет общей религии в том смысле, в каком она есть у европейцев. У греческой, римской, еврейской религиозных культур много различий. Но видение мира – общее, что сделало возможным сплав этих культур - Христианство. В Азии подобного сплава не произошло.
В-третьих, у стран Азии нет общей истории.
В-четвертых, у азиатов не было общего врага в таком аспекте, в каком однажды ислам представлял, и, по мнению многих, и сейчас представляет для христианской Европы.
В-пятых, начало отсчета и опорные точки культуры в разных странах Азии – разные. В качестве примера исследователи приводят китайскую сказку "Путешествие на Запад", в которой под Западом понимается Индия (D.Moisi в книге "The Geopolitics of Emotion" (2009), p. 36).
Наконец, значимо и то, что только в Сингапуре, где официальный язык – английский, стала возможным объединение - своего рода государственная интеграция китайского, малайского и индийского населения и появление на этой основе единственного Музея Азиатской Цивилизации (там же).
Поэтому если и согласиться с "азиатским" ответом на вопрос "Кому принадлежит будущее мира?" то только при условии, что предварительно будет найден и ответ на вопрос "Что же такое Азия?".