Цель материала – не исследование, а изложение феномена вкуса. Попытка его исследования с опорой на классиков в ecanet предпринималась уже дважды – смотри статьи вкус и парадокс вкуса.
Но судя по откликам, вопросы остаются. Возможная причина – в не очень убедительном изложении представленного материала, в методологии его изложения. Поэтому и предпринимается попытка сделать акцент на повышении уровня его изложения.
Вкус – спектр современного толкования слова – от физиологического явления «языковых рецепторов» до возвышенного [чувство [чувства]] прекрасного.
Почему о вкусах не спорят? Первый ожидаемый и распространённый ответ – потому что бесполезно и бессмысленно. Настолько у всех разные вкусы - к единому знаменателю их не привести и сравнить невозможно.
Второй неожидаемый и не распространенный ответ – не спорят, потому что вкусы у всех одинаковые и предмет спора исчезает - об одном и том же спорить так же бесполезно и бессмысленно, как и спорить об уж очень разных вещах.
Но как можно говорить об одинаковых вкусовых ощущениях, например, россиянина и китайца, поедающих хлеб? И можно ли ставить на один уровень ощущения "наслаждения от прослушанной музыки", которое испытывает любитель классики с ощущениями человека, который такую музыку не то, что не понимает – он её не выносит?
Можно, если учесть искажающий эффект потребительского капитала – совокупности привычек, традиций, особенностей воспитания, воспоминаний детства, специфики образовательного и культурного фона, наполненности семейной истории.
Если бы природно-климатические условия Китая были бы благоприятны для пшеницы, то культура китайского питания была иной и хлебобулочные изделия для китайцев, возможно, были бы такими же вкусными, как и рис.
Если бы противник классической музыки получил бы такое же музыкальное образование, как и её любитель, или у него была бы соответствующая семейная среда, или бы он просто встретил по своей жизни людей наточенных на «классику, кто знает, возможно, что он бы получал большее наслаждение, чем упомянутый нами ценитель классики.
Поэтому вкусы «замораживаются» потребительским капиталом, он не дает им развиваться и проявляться. Поверхностно – они становятся разными, но глубинно остаются одинаковыми.
|
© Фокин Н. И.