Содержание
Следует учесть и исторический аспект. История появления понятия в русской экономической лексике связана с переводом известной книги Давида Рикардо и, в частности, с переводом английского comparative advantages на русский язык.
Comparative от латинского comparare - связывать, ассоциировать, что вытекает из com- (вместе) + par равный, одинаковый; идентичный. В первичном смысле более точный перевод английского compare - ставить наравне, уподоблять, чем сравнивать, различать. Этот этимологический экскурс позволяет более точно определить соотношение понятий сравнительные преимущества и конкурентные преимущества, так же как и содержание вывода, что сравнительные преимущества – это основа конкурентных преимуществ.
Можно сделать вывод, что соотношение сравнительных и конкурентных преимуществ строится на исторической основе и носит временной характер. Понятие "конкурентное преимущество" в большей степени правомерно использовать по отношению к рыночным субъектам для объяснения их состояния и перспектив развития. Понятие "сравнительные преимущества" более применимо по отношению к национальной экономике в целом.
В основе этого каркаса – понятия "конкурентные преимущества". В нашей работе мы будем исходить из того, что это такие характеристики конкурентоспособности, которые позволяют предприятию, стране, территории участвовать в конкурентной борьбе, выигрывать ее и занимать выгодное экономическое положение. Конкурентные преимущества характеризуются как материальными, так и неосязаемыми активами. К фундаментальным конкурентным преимуществам можно отнести уникальные активы или компетентность в определенных видах деятельности. Конкурентные преимущества фокусируются в конкурентоспособности.
Обобщение литературы по данной теме дает основания для двух выводов. Во-первых, для вывода о значительном расхождении взглядов в отношении определения конкурентоспособности. Во-вторых, о стремлении выразить конкурентоспособность через конкуренцию. Примером может служить такое общее определение конкурентоспособности как способности выполнять свои функции в соответствии с требуемым качеством и стоимостью в условиях конкурентного рынка . Это, как и любое другое определение предполагает наличие субъекта (кто оценивает), объекта (что оценивается), цели (критерия) оценки. Субъектами оценки могут быть органы государственной власти, организации, инвесторы, покупатели. Объектами оценки являются товар, фирма, организация, регион, страна. Критериями (целями) оценки могут быть положение на рынке, темпы развития, возможность расплачиваться за полученные заемные средства, потребительские свойства по отношению к цене товара. Поэтому такое многогранное понятие, как конкурентоспособность, может быть определено в различных аспектах и на разных уровнях в зависимости от решаемых задач.
В настоящее время актуальным остается вопрос о соотнесении конкурентных и сравнительных и преимуществ. Последние формируют фундамент конкурентоспособности, а сами основываются на сравнительной обеспеченности ресурсами. Возможно, на наш взгляд, именно поэтому понятие "конкурентные преимущества" в научной литературе в большей степени используется по отношению к рыночным субъектам для объяснения их состояния и стратегического развития, в то время как понятие "сравнительные преимущества" более всего применимо по отношению к национальной экономике в целом.
В основе сформулированного вывода лежит тот факт, что фундаментальной характеристикой сравнительных преимуществ является сравнительная обеспеченность национальной экономики ресурсами, то есть сравнительная обеспеченность экономики факторами производства. "….разница в обеспеченности факторами производства может играть столь преобладающую роль (а, следовательно, отражаться на ценах), … даже если при этом не учитываются все качественные различия"
Смена базы конкурентных преимуществ – это уменьшение преимуществ, предоставляемых государством в виде разного рода преференций и, прежде всего, налоговых льгот. Поэтому данная тенденция и проявляется, и может быть названа как "депреференциация", то есть "разльготизация" зон.
Сравнительные преимущества в моделях торговли и роста: 1 2