Содержание
До настоящего времени дискуссионным в научном плане остается вопрос о соотношении сравнительных и конкурентных преимуществ. В предельно обостренном виде это вопрос о том, можно ли иметь сравнительные преимущества и при этом не обладать конкурентными и наоборот?
Обосновываемые точки зрения мы классифицируем на три группы. Условно назовем их "нейтральной", "практической" и "уровневой" точками зрения.
С "нейтральной" точки зрения понятия являются содержательно тождественными. Сторонники этой точки зрения одинаково относятся к обоим понятиям и сфере их применения как инструментам экономического анализа. По их мнению, вопрос о соотношении этих понятий носит надуманный, искусственный характер, а потому может быть квалифицирован как "игра в понятия".
Сторонники "практической" точки зрения, имеют, как правило, отношение к бизнес-сообществу и управленческой экономике. Они доказывают, что в связке "сравнительные - конкурентные преимущества", определяющую роль играют конкурентные преимущества. Именно они лежат в основе расчета конкурентоспособности предприятия, региона, национальной экономики. Что касается сравнительных преимуществ, то это узкий академический термин, который относится исключительно к экономической теории и в практическом плане имеет ограниченные операционные возможности. Это означает, что если у товара есть конкурентные преимущества, если он конкурентоспособен, то у него есть и сравнительные преимущества.
На наш взгляд, вопрос о соотношении сравнительных и конкурентных преимуществ может быть рассмотрен в рамках "уровневого" подхода. В соответствии с ним эти понятия содержательно сопересекаются, но каждое из них в отдельности является самодостаточным, потому что используется на разных уровнях экономического анализа.
Содержательное сопересечение выражается в том, что в определении как сравнительных, так и конкурентных преимуществ конституирующим элементом является сравнение. Для сравнительных преимуществ этот вывод самоочевиден. Что касается конкурентных преимуществ, то они фокусируются в способности товара выдержать конкуренцию, то есть выдержать сравнение с аналогичным товаром других производителей. Они фокусируются в способности самой фирмы или страны производить продукцию, выдерживающую сравнение с другими фирмами или странами.
Самодостаточность понятий выражается в том, что на макроэкономическом уровне более широкими операционными и аналитическими возможностями обладают сравнительные преимущества, поскольку их определение невозможно без оценки относительной ресурсной обеспеченности. Такая же оценка предполагает макроэкономический срез, масштабы всей национальной экономики. На макроэкономическом уровне сравнительные преимущества образуют фундамент конкурентных преимуществ и конкурентоспособности. Но фундамент - это еще не конкурентные преимущества, их только предстоит построить. Отсюда в принципе возможна ситуация, когда сравнительные преимущества не перетекают в конкурентные.
В то же время на микроэкономическом уровне более широкими операционными и аналитическими возможностями обладают конкурентные преимущества.
Определение конкурентных преимуществ может быть сформулировано следующим образом: это позиция, которую занимает страна или компания на мировом рынке, позволяющая ей участвовать в конкурентной борьбе, выигрывать ее и занимать выгодное экономическое положение. Конкурентные преимущества характеризуются как материальными, так и неосязаемыми активами, которыми владеет субъект экономической деятельности, и с помощью которых он одерживает победы в конкурентной борьбе. К фундаментальным конкурентным преимуществам объекта можно отнести уникальные активы или компетентность в определенных видах деятельности. Конкурентные преимущества государства обычно находят свое применение на уровне предприятий-лидеров, составляющих основу экономики страны.
Сравнительные преимущества, составляющие фундамент конкурентоспособности национальной экономики или фирмы основываются на относительной обеспеченности и эффективном использовании факторов производства, находящихся в достатке, например, трудовые, сырьевые, финансовые ресурсы, инфраструктура и пр. Однако следует учитывать и тот факт, что с развитием технологии производства и глобализационными процессами, происходящими в бизнесе, постепенно изменяется структура международной конкуренции, и конкурентные преимущества приходят на смену сравнительным.
Сравнительные и конкурентные преимущества имеют и разный временной лаг. Сравнительные преимущества имеют долгосрочный характер, в то время как конкурентные в большей степени связаны со среднесрочным и краткосрочным периодами.
Сравнительные преимущества в моделях торговли и роста: 1 2