Неявное знание
tancit knowledge
Неявное знание – особый вид знания. Это знание подразумеваемое, имплицитное, не выраженное формально - в словах или в какой-либо другой форме. Это знание противоположное явному – открытому, эксплицитному.
Такое определение неявного знания соответствует первичному значению слов неявный. Неявный – противоположный явному. У слова явный славянские истоки - явь буквально означает "состояние бдения, когда человек хорошо слышит и видит. Тот же корень, что и у явить "показать", Английское tacit – от латинского словоtacitus– проходящее в тишине, сделанное без слов, не объявляемое, латентное, скрытое.
Другие названия – имплицитное, молчаливое, невыразимое.
Автор понятия – англичанин венгерского происхождения Майкл Полани, (родители жили в Российской империи). Его самая знаменитая формула, во многом отражающая суть неявного знания – "мы полагаем больше, чем можем доказать, и знаем больше, чем можем выразить словами".
Сфера присутствия неявного знания – в искусстве любой сферы человеческой практики, в том числе и в науке. Содержание неявного знания остаётся скрытым, его нельзя передать напрямую, через учебники или инструкции. Оно передается через личностное общение через демонстрацию деятельности или, что реже, её результатов. При этом наличие неявного знания, как и его передачи, не осознается. Более того, бессознательно осваивает и то, что неизвестно и самому обладателю неявного знания (учителю).
Примеры неявного знания – изучение языков. Языком можно овладеть, не зная грамматики. Достаточно оказаться в языковой среде.
Неявное знание и экономика.
Поскольку неявное знание более сложно для воспроизведения, то обладание им может быть источникомконкурентных преимуществ.
В определенном смысле неявное и явное знание соотносятся также как имплицитные и эксплицитные издержки.
Неявные знания можно использовать для объяснения парадоксов профессии экономиста. В частности, для поиска ответа вопрос: "Почему многие выдающиеся экономисты, внесшие колоссальный вклад в развитие экономической науки, не имели формального экономического образования?" Другой вопрос: Почему многие успешные в финансовом отношении люди, сколотившие крупные личные состояния, опять же, не имели формального экономического образования?
Но можно встретить и утверждение, что большая часть неявных знаний, представляющих экономический интерес, доступна для формализации. Исключение из этого правила - процесс создания Инновация'>инноваций.