Ложный выбор
Понятие, которое вошло в активную русскоязычную экономическую лексику, в 90-х годах прошлого века. Его появление - результат перевода английского adverse selection как базового термина концепции асимметричности финансовой информации. Значимость этой концепции была оценена в 2001 году Нобелевской премией по экономике.
Содержание понятия - опасность заключить сделку с не самым лучшим партнером. Это проблемы, создаваемые асимметричностью финансовой информации до заключения сделки. Практическое проявление таких проблем - жизнь стремятся застраховать в первую очередь не самые здоровые люди, ссуду взять в банке - не самые финансово устойчивые клиенты, продать поддержанный автомобиль - владельцы не самых лучших по качеству автомобилей, акции выпустить - менеджеры не самых перспективных фирм.
И поддержанные автомобили, и акции - это классический пример "лимонов", то товаров и активов, реальная "кислота" которых не может быть ценена до покупки или инвестиции. Другими словами: "лимоны" - это такие товары и активы, потребительские и инвестиционные характеристики которых не могут быть выявлены до сделки. Ложный выбор и связан с приобретением лимоном.
Возможно, что этимологически русскоязычное понятие "ложный выбор" может быть оценено как не очень содержательно информативное. Но обращение к английскому оригиналу adverse selectionпроливает, на наш взгляд, дополнительный свет на толкование экономического смысла этого понятия.
Английское слово adverse вредный, неблагоприятный, противоположный, пассивный (баланс). Латинские истоки adversus - повернутый напротив, и таким образом враждебный от advertere: ad- "в направлении" +vertre "вертеть, поворачивать". Поэтому хотя "ложный выбор" и является сложившимся устойчивым переводом adverse selection, данный английский термин можно перевести и более "обостренно" как негативный, вредный выбор.
В контексте всего вышеизложенного ложный выбор можно определить как понятие, характеризующее ситуацию, при которой активная деятельность на рынке является негативным знаком.
асимметричность, информация, клиент, партнер
assymetry, client, information, partner,