12 мая 2010 года исполняется год со дня утверждения Указом Президента Российской Федерации "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". Что изменилось за прошедший год в понимании проблем экономической безопасности России?
Вырисовываются контуры подходов к пониманию экономической безопасности. Их два и им можно дать следующие условные названия. Первый подход - "синонимичный". Второй - "конституирующий".
"Синонимичный" подход. Другие возможные названия этого подхода - идентичный, тождественный, позитивный, западный.
В соответствии с синонимичным походомпонятие "экономическая безопасность" - не самостоятельное и зависимое понятие. Его содержательное поле уже занято другими понятиями. Экономическая безопасность - это синоним таких понятий как конкурентоспособность национальной экономики и устойчивое развитие национальной экономики.
Степень распространенности "синонимичного" подхода. Подход популярен в западной экономической литературе. Понятия "экономическая безопасность" нет в словарях по экономике. "Синонимичного" подходапридерживаются и эксперты в области национальной безопасности. Суть позиции - экономическую безопасность адресовать рынку. Добавление экономической составляющей к стратегии национальной безопасности затрудняет ее разработку и реализацию. Экономическая безопасность - "неудачная выдумка (folly) для национальной безопасности".
"Конституирующий" подход. Другие возможные названия этого подхода - автономный, нормативный, самодостаточный. В соответствии с этим подходом понятие "экономическая безопасность" не имеет синонимов и ни к одному из ранее известных понятий не сводится.Оно конституирует, то есть отражает проблемудо этого ни одним понятием не фиксированную. Экономическая безопасность - это защищенность от угроз. Защищенность кого? Личности, общества,государства. Что понимается под угрозой? Возможность нанесения ущерба.
Степень распространенности "конституирующего" подхода. Подход получает все большее распространение в русскоязычной экономической литературе и знаковых документах российского государства. Понятие "экономическая безопасность" появилось в словарях по экономике. Под этим названием появились учебники и соответствующие учебные курсы. Это же название появилось и в паспорте специальностей Высшей аттестационной комиссии.
Причины все большей распространенности "конституирующего" подхода к экономической безопасности в российских реалиях. Историческая память: развал СССР, проблемы национального выживания в 90-х годахгенерируют такие понятия как "экономическая безопасность". Электоральный потенциал: политическая лексика,связаннаяс укреплением безопасности вызывает благодарный отклик избирателей. Коммерциализация проблемы: борьба за укрепление безопасности породила бренд под названием "безопасность", и этот бренд можно использовать в коммерческих целяхчерез всевозможные гранты, проекты, фонды, центры.
Какой поход проявляется в Концепциях и Стратегии национальной безопасности России? Первоначально - "синонимический". Понятия "экономическая безопасность" нет в концепции 1997 года и в Концепции 2000 года. В этих документах оно сводится к понятию "устойчивое развитие". Лейтмотив - национальная безопасность возможна только на основе устойчивого развития. Но в Стратегии 2009 года понятие все же появляется.
Особенности понятия "экономическая безопасность" в Стратегии национальной безопасности России 2009 года.
Первая - содержательная неопределенность понятия. Возможно, считается, что содержание понятия самоочевидно.
Вторая особенность понятия - сползание к "синонимичности", но уже более высокого уровня. В контексте подразумевается, что экономическая безопасность - это и есть национальная безопасность. Такое "сползание" наиболее полно проявляется в 112 статье Стратегии, которая раскрывает характеристики национальной безопасности для ее оценки. Из предлагаемых 7 показателей оценки 5 - экономические. В порядке очередности: безработица, разрыв в доходах, инфляция, долг, объем ресурсов на социальную сферу.
Повышение статуса экономической безопасности вызывает как минимум три вопроса. Вопрос первый - о допустимых, то есть "безопасных" пределах терминологической размытости. Вопрос второй - о лингвистических средствах обеспечения экономической безопасности. Вопрос третий - орегиональной компоненте экономической безопасности и в том числе, о безопасности Дальневосточного региона России