Тема мирового лидерства неизменно остается в центре внимания. Но сегодня интерес к ней подогрет двумя обстоятельствами. В их основе - китайский фактор.
Первое обстоятельство. В 2010 году Китай неизбежно обгоняет Японию и становится второй по размерам экономикой мира. Между Китаем и США теперь никто не стоит, что естественно и вызывает вопрос - не становится ли возможной смена мирового лидера?
Вторая обстоятельство. В 2010 год Китай и США вступили с трехкратно зеркальными перекрестными показателями по ВНП и темпам роста. Имеется в виду, что экономика Китая в три раза меньше экономики США. Но растет китайская экономика в три раза быстрее американской. Если в цифрах, которые мы округлим для наглядности, то Китай в 2010 году - это 5 триллионов долларов ВНП и 9 процентов годового экономического роста. США - это 15 триллионов и 3 процента ежегодного роста.
Задачка для школьника - когда при таком раскладе Китай догонит США? Смекалистый школьник, даже не зная логарифмов, сможет найти правильный ответ - к 2030 году. Но сможет ли найти правильный ответ экономист?
Экономисты, как известно, отвечают на вопросы не потому, что знают ответы, а потому, что их спрашивают. Экономисты обратятся к истории. История извлечет известную четырехзвенную цепочку: Китай - Голландия - Великобритания - США. Неизбежный вопрос - добавится ли к ней пятое звено? Почему оно не стало японским? И будет ли оно опять китайским звеном?
Каковы аргументы в пользу неизбежной смены лидера?
Миграция отраслей. Из развитых экономик уходят целые отрасли - текстильная, радиотехническая, целлюлозно-бумажная, химическая, фармацевтическая, электронная. Сейчас - автомобильная. Вместе с отраслями уходят и конкурентные преимущества. Что остается первой экономике мира? Перестать быть таковой. Сейчас уже 20 процентов экономики США - не в США. И эти двадцать процентов американской экономики получили название - вторая экономика США. Символичное и много предсказывающее название.
Большие издержки на рабочую силу. Ставки почасовой оплаты труда в США - самые высокие в мире. Добавим к ним недостижимые для большинства стран социальные стандарты. Что получим? Получим такие издержки производства, которые делают бессмысленными сами рассуждения о перспективах конкурентоспособности американских товаров.
Эффект имитации. Имитировать, то есть повторять - дешевле, чем быть первым. Такова особенность новых технологий и знаний. Они - не рыночный товар. Ими можно пользоваться не заплатив. Их повторное получение дешевле получения в первом месте. Их использование не уменьшает их запаса. Поэтому статус страны инноватора, то есть лидера - исключительно временное явление.
Смена лидера неизбежна? Но есть аргументы и в пользу отрицательного ответа. Соотнесем их с вышеизложенными.
Миграция отраслей. Как показал американский экономист с российскими корнями Вернон (российская фамилия Высоцкий) - отрасли мигрируют, когда их продуктовый цикл оказывается в фазе зрелости. Но в этой фазе у страны инноватора уже и нет конкурентных преимуществ. Они остаются в стране, пока отрасль находится в фазе внедрения и в фазе роста. Выход отрасли за пределы этих фаз неизбежен. Но также неизбежно и формирование фаз внедрения и роста для других новых товаров и отраслей инновационной экономики, которая и есть синоним и суть страны лидера. Поэтому конкурентные преимущества не уходят из страны лидера.
Большие издержки на рабочую силу. Но издержки труда в единице продукции определяются не ставками почасовой оплаты труда, а ставками почасовой оплаты, деленными на производительность труда, то есть на количество единиц продукции, произведенной за час. Поскольку в США по отношению к другим странам отрыв производительности труда от ставок оплаты самый высокий, то и для лидера, как страны с самыми высокими доходами, нет никаких больших издержек на рабочую силу.
Эффект имитации. Почему заимствование может оказаться дешевле финансирования всей цепочки "исследование-изобретение-внедрение"? Потому что или плата за лицензию оказалась заниженной, или международное право не обеспечило автору монопольного права на патент. Почему так произошло - ответ зависит от конкретной ситуации. Но если ее и не удаётся перевести в легальное русло, то, что получит имитатор? Получит много - но не всё. Он не получит лидерства. Заимствовать - не значит превзойти и стать лидером.
В конечном итоге аргументы в пользу неизбежной смены лидера при их более тщательном разборе оказываются несостоятельными.
Кроме того, на отрицание неизбежности смены лидера работают и другие факторы. На наш взгляд, значимы два. Первый - эффект масштаба. Второй - эффект инвестиций.
Эффект масштаба выражается в удешевлении единицы продукции по мере роста объемов производства. Основа эффекта - снижение удельных издержек в связи с возможностью большей специализации производства. Условие появления эффекта - расширение рынка. Его обеспечивает внешняя торговля.
Страна лидер, как страна инноватор, первая выходит на внешние рынки, достигает больших объёмов производства и благодаря экономии на масштабе вытесняет конкурентов с мирового рынка и не дает возможности появиться новым. При этом основа доминирования - низкая, а не монополизированная цена.
Почему японцы не летают на своих самолетах, хотя технологически, казалось бы, могли? Они не могут этого сделать экономически - американский Боинг уже воспользовался эффектом масштаба. Его не потеснить. Как и не потеснить, благодаря эффекту масштаба, страну лидера.
Эффект инвестиций - это эффект низкой капиталовооруженности труда. Он выражается в прямой зависимости необходимых для экономического роста объемов инвестиций от уровня капиталовооруженности труда. Чем выше капиталовооруженность, тем выше объемы выбытия (амортизации) капитала, тем большие объемы инвестиций необходимы для поддержания экономического роста. В условиях низкой капиталовооруженности труда даже незначительный объем инвестиций превышает выбытие капитала и сразу обеспечивает высокие темпы экономического роста.
Низкая капиталовооруженность труда объясняет явление "экономического чуда" - быстрого подъема тех стран, экономика которых была разрушена войной или изначально характеризовалась низким уровнем накопления капитала. Как соотносятся объемы накопления капитала в Китае и США? Как 1 к 20 - запас капитала на человека в Китае составляет 5% от американского уровня. Поэтому темпы роста китайской экономики могут в несколько раз превышать американский уровень. Пока могут. По мере накопления капитала потенциал более высоких темпов роста сужается. Приближение к показателям капиталовооруженности страны лидера означает полное исчезновение такого потенциала. Лидер оказывается вне зоны досягаемости.
Объективной закономерности неизбежной смены экономического лидера не существует. У стран второго эшелона нет никаких преимуществ перед лидером. Поэтому закономерность лидерства - в его постоянстве. Но лидер уже как минимум три раза сменился. Почему?
Потому что существуют факторы за пределами экономических и технологических закономерностей. Выделим два таких фактора.
Политико-идеологический фактор. Почему в цепочке "Китай - Голландия - Великобритания - США" не появилось пятое - японское звено? Потому что в конце 80-х годов прошлого века до 7 процентов национального продукта США и до 11 процентов - Советского Союза шло на военные расходы. Военное соперничество двух супердержав давало шанс для Японии стать экономическим лидером. Но этот шанс исчез вместе с Советским Союзом.
Психолого-поведенческий фактор. Почему в цепочке "Китай - Голландия - Великобритания" появилось четвертое - американское звено? Потому что лидерство формирует состояние национальной самоуверенности и самоуспокоенности. В таком состоянии вероятность ошибок резко возрастает. Считается, что предпринимательское самодовольство, приверженность освоенным рынкам и недостаточность инвестиций в техническое образование ослабили Великобританию и на место лидера выдвинулись США.
Так каким может быть ответ экономиста на вопрос: "Когда Китай догонит США?"?