Япония поддержала антироссийские санкции. Ввела свои. Как это скажется на жизни Дальнего Востока России? И главный вопрос – что будет дальше? Что будет с социально-экономическим пространством Тихоокеанской России. Что будет с российско-японским сотрудничеством?
Экономическая наука ответы на эти вопросы в данный момент пока не знает. Она отсылает к известной формуле в отношении цен, курсов, процентных ставок и в целом в отношении к жизни: "unpredictable, but not arbitrary" - непредсказуемо, но и не произвольно. Не произвольно – значит по определенным, но еще не исследованным закономерностям, по действующим, но еще не вскрытым алгоритмам.
Исследовать закономерности санкционных эффектов, вскрыть глубинные алгоритмы разворачивания санкционных последствий – общая задача российско-японского экспертного сообщества.
Одна из закономерностей – двух "фазность" - двух периодичность санкционных последствий. Первая фаза или короткий период - "наказуемая" страна принимает ответные санкции. Вторая фаза или долгий период – обе стороны пытаются разорвать "санкционный" круг.
Первая фаза наступила – Россия разрабатывает антияпонские санкции. Одна из них – антидрифтерные меры. Российские сенаторы заявляют: "Япония активно вводит санкции в отношении России, при этом ведёт широкомасштабный дрифтерный промысел в нашей исключительной экономической зоне у берегов Камчатки".
Когда начнется вторая фаза "санкционных" отношений? Россияне и особенно российские дальневосточники верят, что вторая фаза российско-японских "санкционных" отношений наступит быстрее, чем в отношениях России с ЕЭС.
Россия смотрит на Восток с надеждой – без взаимодействия со странами Восточной Азии и развития своих восточных территорий она будет выдавлена на обочину мировой экономики. В этом взаимодействии связи экономик России и Японии занимают стратегическое положение.