Китай - страна привлекательная для иностранных инвестиций. Такой имидж сложился не случайно. В стране проводилась особая преференциальная политика в отношении зарубежных предпринимателей. Основу ее составляли налоговые и внешнеторговые льготы. Их дополняли финансовые и административные преференции. Большинство льгот предоставлялось в разнообразных свободных экономических зонах, которые создавались, как "окна открытости" КНР внешнему миру.
Прошло 20 лет. Что получили. Не только известные плюсы. Но и проблемы.
Проблему региональных диспропорций в развитии КНР. Она обострилась. "Эффект богатства" восточных регионов, где и создавались зоны, не перекинулся на Запад. Западные территории теряли последнюю надежду догнать Восток страны.
Проблему расточительной конкуренции за иностранные инвестиции. Территориальные образования с преференциальным режимом росли. Несанкционированные преференции зарубежным предпринимателям со стороны местных властей становились все более распространенными.
Проблему дискриминации - льготы для иностранных инвестиций в КНР всегда носили преференциальный характер и не распространялись на предприятия с национальным капиталом.
Проблему так называемых "квазииностранных" или возвратных инвестиций. Это инвестиций китайских предпринимателей в экономику родной страны из оффшорных зон под видом иностранных, в целях сокращения налоговых издержек предприятий.
Что сделали для решения этих проблем?
Уже в середине 90-ых годов задумались над эффективностью проводимой в стране преференциальной политики. Признали, что льготы перестали стимулировать приток именно качественных иностранных инвестиций в экономику страны, что беспорядочное предоставление льгот снижает эффективность инвестиций.
Взяли курс на сокращение преференций для иностранцев, повышение качества их инвестиций и выравнивание режимов хозяйствования национальных и иностранных предприятий на территории КНР. Тем более что действовал и внешний фактор - такого курса требовали от Китая и правила ВТО.
Изменения в преференциальной политике государства в отношении зарубежных инвестиций в КНР стали внедрять постепенно, со свойственным Китаю градуалистским подходом. Отдельные элементы "разльготизации" были опробованы в свободных экономических зонах, и только потом стали распространяться на все остальные регионы страны.
Что стало наиболее заметным?
Обсуждение вопроса о будущем свободных экономических зон КНР.
Принятие закона, выравнивающего налоги для предприятий с иностранным и национальным капиталом на территории всей страны.
Сохранение некоторых льгот для иностранцев, но сохранение во всех регионах, а не только в свободных экономических зонах. За этим фактом - утрата зонами своего особого преференциального статуса.
Переход от регионального и зонального к проектному принципу поощрения инвестиций. Теперь льготы предоставляются только знаковым инвестиционным проектам: вложения в высокие технологии, инфраструктурное строительство, экологичное или энергосберегающее производство. Главное - эти льготы распространяются не только на предприятия с иностранными инвестициями, но и на национальные компании Китая.
Единственное исключение из этой политики - сохранение особых льготных условий в Западных, Центральных и Северо-восточных регионах Китая.