Какое прилагательное наиболее часто применялось к названию "срединного" государства в 2009 году?
Это прилагательное, в роли которого выступает порядковое числительное – первый. Китай – первый.
Где первый? В мире.
В чем первый?
В объемах промышленного производства. По этому показателю он обгонит США в 2009 году (по оценкам директора института США и Канады РАН С.Рогова) и станет первым.
В объемах золотовалютных резервов. На начало 2010 года доля Китая в золотовалютных резервах мира составит 30%.
В мировой торговле. Китай (с учетом Тайваня, Гонконга и Сингапура) уже обошел Германию и США.
В экспорте высоких технологий. На долю Китая приходится уже 15% мировых расходов на НИОКР
В строительстве атомной электростанции с реактором третьего поколения. Первый энергоблок будет сдан в эксплуатацию в 2013 году в восточнокитайской провинции Чжэцзян
В быстроте высокоскоростных поездов. Эксплуатационной скорости 350 километров в час нет ни в одной стране мира.
В темпах развития фондового рынка. К 2012 году китайский фондовый рынок превзойдет по капитализации рынок акций США и выйдет на первое место в мире.
В объемах продаж автомобилей. Китай обогнал США еще в 2008 году.
В потреблении практически всех основных видов товаров и сырья. Перелом в пользу Китая наступил еще в 2006 году.
В объемах импорта бриллиантов. В декабре 2009 года Китай потеснил по этому показателю Японию.
Во времени восстановления от глобального финансового кризиса. Все эксперты единодушны – Китай восстановится первым.
Конечно, все эти показатели китайского первенства можно подвергнуть сомнению.
Правомерно утверждать, что важны не абсолютные, а относительные показатели и, прежде всего показатели "на душу населения".
Можно объяснить, что перед нами ярко выраженный эффект "начального этапа экономического роста", на котором все страны демонстрируют высокие темпы и подъем экономики Китая – не уникальное явление.
Есть основания считать, что развитие Китая зависит от состояния экономики развитых стран и в первую очередь США – главного экспортера китайской продукции
Нетрудно показать, что за этими первыми местами обнаруживаются и "анти-первые" места. По загрязнению окружающей среды и, прежде всего по объему выбросов "парниковых газов". По количеству жертв дорожно-транспортных происшествий - более 1 млн. человек ежегодно погибает на дорогах в мире, из них 110 тысяч – в Китае, то есть 300 китайцев в день. По масштабам коррупции, непотизму и другим "негативным" показателям.
Тем не менее, перед нами впечатляющая динамика экономического возвышения китайского государства в мировом масштабе. Такая динамика – свидетельства успеха "кризисной дипломатии" Китая как эффективного метода усиления его международного влияния. Такая динамика неизбежно ставит вопрос о смене мирового экономического лидера. Складывается ли историческая цепочка: Голландия ? Великобритания ? США ? КНР?