Есть ли сила способная вытянуть посткризисную экономику на траекторию устойчивого развития? Есть ли развивающийся рынок уже сейчас в два раза более емкий, чем рынки Китая и Индии вместе взятые?
Такие сила есть, и такой рынок есть - доказывают аналитики Бостонской консультационной группы (БКГ) Рана Форухар и Сюзан Гриберг. Эта сила - женский фактор. Это рынок - женский шоппинг как макроэкономическое явление, в котором большая часть решений как ответов на вопрос "Что? Где? Для кого? По какой цене?" принимается именно женщинами. Причем объем и заполнение этих ответов принципиально изменились за последние годы.
По оценкам БКГ женщины контролируют 12 триллионов долларов ежегодных потребительских расходов. Это две трети из общих суммарных 18,4 триллионов ежегодных мировых потребительских расходов. Это сумма, динамично растущая не только в абсолютном, но и в относительном измерении - доходы женщин растут на 8,1 процентов в год в сравнении с 5,8 процентов роста доходов мужчин. Причем финансовый кризис увеличивает этот разрыв, поскольку большая часть увольнений (в США - 80 процентов) - увольнения мужчин.
Но важны даже не количественные оценки, хотя и они впечатляют. Важна качественно новая модель женских расходов. В отличие от расходов мужчин, женщины более склоны тратить на то, что сильнее стимулирует рынок и поднимает благосостояние. Это расходы, связанные со здоровьем и образованием. Важна и более высокая склонность женщин сберегать. Важна и заложенная в природе женщин более высокая склонность избегать финансово рискованного поведения.
Пока мужская составляющая мирового спроса доминирует. Глобальные доходы женщин в 2008 году составили 10,5 триллионов долларов. Мужчин - в 2,2 раза больше - 23,4 триллионов. Но тренд, если взять прогнозные оценки на 2013 год, - в пользу женщин. Разрыв сокращается.
В конечном итоге, делают вывод эксперты, в макроэкономическом аспекте подъем женщин как грандиозного трансграничного поднимающегося рынка по своим последствиям для мировой экономики соизмерим с подъемом Индии и Китая.