Банковские системы многих стран, включая Россию, вошли в кризис со следующими парадоксами.
Первый парадокс связан с негативными последствиями страхования депозитов. Страхование повышает опасность недобросовестного поведения банковского менеджмента, что увеличивает число сделок с высоким риском. Одновременно возрастает и опасность ложного выбора - вкладчикам все равно, в какой банк нести свои деньги, поскольку все депозиты застрахованы.
Второй парадокс - боязнь конкуренции с вытекающим отсюда стремлением ее ограничить. Причина? Конкуренция увеличивает вероятность ложного выбора. Это объясняется тем, что уровень конкуренции определяется числом участников банковской деятельности, а чем оно больше, тем ниже ожидаемая доходность. Но чем ниже ожидаемая доходность, тем выше риск, на который готовы идти банки в своей коммерческой деятельности. Этой логической цепочкой и обосновывается необходимость защиты банков от конкуренции. Каким образом? Ограничениями на филиалы и лицензионными требованиями.
Третий парадокс - статус крупных банков как неприкасаемых банков. "Неприкасаемость" проявляется в проблеме "слишком крупный, чтобы лопнуть" - "too big to fail". Она стала принципом политики - "сбережения" крупных банков, потому что если власти позволят им обанкротиться, то негативные последствия будут весьма ощутимыми, и не в последнюю очередь для самих властей, как монетарных, так и политических. Понимание крупными банками своего особого статуса ведет к четвёртому парадоксу.
Четвертый - у крупных банков более рискованные операции. Причина - если клиенты знают, что их банк слишком крупный, у них не будет стимула заниматься мониторингом его деятельности и изымать свои депозиты в случае, если банк возьмет на себя слишком много риска. Этот вывод подтверждается и практическим анализом.
Банковская система выходит из кризиса 2008-2009 годов. Парадоксальность как ее характеристика еще более усилилась. Страхуются все большие по суммам вклады, доминируют все более крупные банки, проводятся все более рискованные сделки. Старые парадоксы принимают форму новых вызовов. Искать ответы на них - вот что должно быть в повестке дня экспертного сообщества.