Опубликованы данные (за октябрь 2009 года) о состоянии японской экономики. Они заставляют обратиться к бестселлеру 2009 года - книге самого читаемого экономиста 21 века, лауреата Нобелевской премии по экономике за 2008 год Пола Кругмана с характерным названием "Возвращение экономики депрессии и кризис 2009 года". У самой концептуально значимой, на наш взгляд, третьей главы этой книги также примечательное название - "японская ловушка".
Японская ловушка - уникальная ситуация в экономике. Ее первое проявление - пузыри особых размеров. Ее формат - рецессия с обострениями. Ее длительность - не имеет аналогий: свыше десяти лет. Ее интеллектуальные последствия - значительная потеря интереса к Японии со стороны американских экономистов, управленцев, бизнесменов.
К последнему обстоятельству - потере интереса к Японии - Кругман возвращается неоднократно. Почему это произошло? Возможная причина - для американцев по-настоящему интересны только успешные экономики. Но это лежащее на поверхности объяснение. Глубинная причина - не готовность экономической науки и бизнеса воспринять то, что произошло и происходит в Японии. Воспринять то, что, по нашему мнению, может быть названо движением по пути "от японского чуда - через японскую ловушку - к неопределенному экономическому будущему". Поэтому автор и пишет: "Я продолжаю изумляться, как мало экономистов во всем мире осознают, насколько важна проблема японской ловушки и в практическом плане, и как вызов всем нашим экономическим доктринам".
Почему же важна проблема японской ловушки?
Во-первых, потому что ее предыстория - это предыстория не просто успеха, а чуда. Японских темпов экономического роста ни одна страна, даже Советский Союз во времена Сталина, никогда не достигала. Поэтому есть только одно экономическое чудо - японское, а не советское или южнокорейское, или индийское или какое-то другое.
Во-вторых, потому что ловушка оказалась связана с универсальным для всех экономик явлением пузыря. Но какого пузыря! В своей максимальной точке в начале 90-х годов японская экономика по капитализации компаний стала больше американской. Самый известный фактоид: квадратная миля земли под Императорским Дворцом в Токио в 1992 году стоила больше, чем вся территория американского штата Калифорнии.
В-третьих, важность осмысления японской ловушки определяется парадоксами ее новейшей истории. С одной стороны, вторая экономика мира, с высокообразованными и внутренне мотивированными к труду работниками, с современными производственными фондами, впечатляющими технологиями, стабильным правительством. С другой стороны, экономика, большую часть времени после начала 90-х, проведшая в просадке и сползании, то есть в состоянии, которое описывается понятием "slump", не сводимому к понятию "crisis". Потерю одного десятилетия можно рассматривать как неблагоприятное стечение обстоятельств, внешний рок. Потерю второго, а Япония в этом состоянии уже 16 лет - на внешние обстоятельства не списать.
В-четвертых, как понять безуспешность попыток выбраться из ловушки? Все известные и всеми используемые инструменты не сработали. Не сработало снижение процентных ставок - они вышли на нулевой уровень, но этого оказалось недостаточно. Не сработала массивная программа общественных работ, хотя правительственные расходы были увеличены настолько, что дефицит бюджета достиг 10 процентной отметки от ВВП.
Возникает вопрос - если эти стимулирующие инструменты перестали работать в Японии, то почему они не могут перестать работать в Америке или другой страной?
На этот вопрос пока нет ответа.
Но есть ответ на другой знаковый вопрос - что делать Японии? Ответ, который дает Кругман, и восхищает, и разочаровывает. Как восхищает и разочаровывает любой простой ответ: все гениальное - просто, но все что просто - мы и сами знаем.
Ответ - как путь выхода - в ожидаемой инфляции. Нужно сформировать условия для того, чтобы ожидалась инфляция. Только она заставит тратить, только она отвратит от стремления сберегать и накапливать.
Сторонникам этой точки зрения придется противостоять широко распространенному мнению, скорее даже вере, что ценовая стабильность всегда предпочтительна и желанна. Но важность ценовой стабильности не базируется на стандартных экономических моделях. Наоборот, учебник экономической теории применительно к японской ситуации, прямо укажет на инфляцию как на естественное решение проблемы ловушки (смотри в словаре).
"Традиционная экономическая теория и традиционная экономическая мудрость - это не всегда одно и тоже" - заключает Кругман.