К такому выводу невозможно не прийти после знакомства с "ясельной" моделью кризиса. Ее представляет Пол Кругман – самый читаемый экономист ХХ1 века, лауреат премии Нобеля по экономике в 2008 году. Об этой модели он пишет и в изданной 2009 году книге "The Return of Depression Economics and the Crisis of 2008"
Реальный случай. Детские ясли кооперативного типа - ассоциация молодых пар с детьми. Родители выступают как baby-sitters – они сами нянчатся с детьми. Просидев час – получают сертификат. Это купон на право отдать своего ребенка на час другим парам. Сколько сам просидишь с другими детьми, столько и другие просидят с твоим ребенком.
Жесткой очередности, своего рода плана графика "сидения" - нет. Все решается оперативно, в рабочем порядке, в зависимости от ситуации. Если у пары выпадает несколько свободных вечеров, то они сидят с детьми и накапливают запасы купонов. Количество купонов ограничено. Ограничитель естественный – число детей. Поэтому накопление запасов купонов у одних пар – это уменьшение запасов у других пар.
Неизбежно появляются пары, считающие необходимым накопить достаточное количество "запасных" купонов. Для разного рода непредвиденных ситуаций в жизни. Эти пары стремятся сидеть с другими детьми, чтобы накопить их. Они делают все возможное чтобы без весомой причины не расходовать купоны. Они приберегают их для особого случая. Возможности сидеть с детьми постепенно сужаются, работа кооператива блокируется и в конечном итоге останавливается. А кооператив – это простейшая модель экономики.
Почему случился кризис?
Не потому что члены кооператива делали плохо свою работу.Не потому что не восприняли новые технологии общения с детьми.
Не потому что возникли семейственность или коррупция.
Не потому что кооператив не производил услуги.
Кризис случился, потому что отсутствовал эффективный спрос. Эффективный - реальный, платежеспособный, действительный, фактический. Члены кооператива не расходовали наличные купоны, а наоборот, стремились накопить их. Спрос – это расходы, а расходы на время сидения с их детьми были малы, потому что пары стремились аккумулировать наличность – купоны.
Вывод – в реальном мире кризисы имеют малое отношение или вообще никакого отношения к состоянию фундаментальных параметров, к прочности или слабости экономики. Если предельно коротко, как заключает Кругман – "bad things can happen to good economies" - плохое может происходит и с хорошими экономиками.
Все это очень далеко от сложившегося стереотипа в объяснении причин кризиса, от кивков в сторону международной финансовой архитектуры, монополии доллара и ипотечного кризиса в США.
Как ситуация разрешилась в этом реальном ясельном кооперативе? Его правление, состоящее в основном из юристов, увидело в кризисе не техническую проблему, а "структурную". А подобного рода проблемы требуют принципиальных и оперативных решений. И такое решение было предложено – обязать каждую супружескую пару минимум два раза в месяц приводить своих детей и тратить купоны.
Но, в конце концов, мнение экономистов возобладало. Были напечатаны дополнительные купоны. Результат превзошел все ожидания. Пары с большим запасом купонов стремились их потратить. Поскольку детей стали приводить больше и чаще, то и кооперативный ВВП увеличился.
Почему стал возможный счастливый конец? Опять звучит рефреном. Не потому что были проведены фундаментальные реформы. Не потому что изменилось отношение к сидению с детьми. Не потому что появились новые технологии. Потому что порядок с купонами, то есть монетарный порядок, был исправлен.
Вывод – рецессии можно побороть простым печатанием денег. С кризисными явлениями можно (обычно) с удивительной легкостью справиться.
Жизнь не так проста, как кажется. Она гораздо проще. В чем и заключается ее сложность.