Легче, потому что антикризисные меры более очевидны. И их эффект для населения более осязаем. Особенно в случае успеха. Что и произошло в Китае.
Осень-2008 и осень-2009 - это разные в экономическом отношении времена года. Настолько разные в сравнении с другими странами, что водители такси в Пекине говорят о необходимости давать скидки англоговорящим пассажирам.
Вера китайцев в возможности правительства стала просто невероятной. Но не окажется ли она поколебленной в после кризисный период?
Осенью 2009 года Китай стал первой страной в мире, которой приходится решать задачу – что делать с тем, что наделано в рамках антикризисного менеджмента. Например, с закачанным в банковскую систему 1 триллионом долларов. В полном объеме он не дошел до реального сектора. Часть ликвидности оказалась избыточной. Какая? По разным оценкам от 10 до 20 процентов. Где эти деньги и что они делают? Они оказались на фондовом рынке. Они превращают китайскую экономику в экономику стероидов.
И превратят, если не тормозить действие пакета стимулирующих мер. Если не изымать избыточную ликвидность. Если не принять в внимание принципиально новую экономическую ситуацию и не отказаться от мифа, что Китаю необходимо увеличивать внутреннее потребление.
Действительно, доля потребления от ВВП сегодня менее 40 процентов. Это значительно ниже, чем в Японии и других восточноазиатских экономиках, где этот показатель находится на отметке 55-60 процентов. Но дело в том, что с 80-х годов потребление в Китае росло в ежегодном измерении 15 процентными темпами и более высокие темпы в реальности невозможны. Поэтому не дефицитное потребление должно быть в повестке дня, а избыточные инвестиции.
Проблема в том, что темпы роста инвестиций ускорились до 25 процентов в сравнении с 21 процентом за два предыдущих десятилетия. В результате доля инвестиций в ВВП приближается к никогда не фиксированной отметке в 50 процентов. Эта отметка находится на границе зоны переинвестирования, на границе зоны чрезмерного использования заемных денег для предприятий, на границе зоны появления финансовых пузырей.
Не перейти эту границу – проблема более сложная, чем те, которые Китай решал в разгар финансового кризиса.