В истории России были две величайших модернизации – петровская (имперская) и советская. Мы стоим перед необходимостью третьей – таков лейтмотив известной и широко обсуждаемой статьи российского Президента от 15 сентября. И модернизация, как переход страны на следующую, более высокую ступень цивилизации возможна. И возможна без разорения, унижения и уничтожения миллионов наших соотечественников. При этом и выход из текущего глобального и национального экономического кризиса возможен только на путях экономической модернизации.
Для того чтобы заявленные возможности сделать былью, Президент определил пять стратегических векторов экономической модернизации нашей страны. Но уже в следующем абзаце называет их пятью стратегиями лидерства в сфере высоких технологий. И на наш взгляд поступает совершенно правильно. То, что определено до этого - не экономическая, а технологическая модернизация.
Зависший ответ Президента на неизбежный вопрос о сути экономической модернизации России породил множество версий и пониманий этого вопроса. Даже в ближайшей к Президенту исполнительной структуре - самом российском правительстве.
В конце сентября российское Правительство начинает работу над новым антикризисным пакетом на 2010 год. На повестке дня, считает Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства, глава экспертного совета при антикризисной комиссии правительства России - "контрмодернизация".
Почему контрмодернизация? Потому что контрмодернизация — это вариант модернизации, альтернативный опыту других, в частности западных, стран. То, что может сейчас делать Америка, например, продолжать гасить кризисные явления в экономике деньгами, не можем делать мы. Наши возможности по стимулированию роста через денежную инъекцию ограничены высокой инфляцией - она остается двузначной. Возможности по стимулированию роста через бюджет ограничены высоким уровнем монополизма.
Вывод неизбежен - западная модель модернизации может оказаться неоптимальной. Но какая в таком случае остается? Петровская? Советская? Поиск ответа на этот вопрос требует ясности в понимании механизма экономической, в том числе и финансовой модернизации.