Региональная безопасность – это сведенный до минимума конфликтный потенциал экономических отношений стран региона.
Обоснована ли постановка вопроса о конфликтном потенциале глобального финансового кризиса?
На наш взгляд – да, и вот почему. Общим место является рассуждение о том, что развитие экономического сотрудничества значительно снижает вероятность конфликтов и политического напряжения в отношениях между странами. Сделаны даже точные количественные оценки. В частности, есть расчеты, показывающие, что 6% увеличение торговли между странами снижает конфликтность их отношений на 1%.
Другими словами, эластичность потенциала конфликтности по внешней торговле равна минус одной шестой. Хотя жизнь устроена более сложно, проблемы могут появиться, несмотря на торговые соглашения. Тем не менее, эта закономерность в целом достаточно успешно пробивает себе путь. Например, 86 процентов опрошенных "восточников" (студентов, изучающих язык и экономику Китая, Японии и Кореи) убеждены, что уровень экономических отношений в Северо-восточной Азии значительно снижает уровень потенциальной конфликтности в регионе.
Что делает глобальный кризис в регионе? Он ослабляет торгово-инвестиционные связи в Северо-восточной Азии. И 99 процентов опрошенных считает, что так и произошла, причем более половины и них говорят о значительном ослаблении таких связей, что относительно точно отражает реально происходящие процессы.
Какой фактор выходит на первый план в обеспечении экономической безопасности в России регионе? Места в ответе на этот вопрос распределились следующим и в каком-то смысле ожидаемым образом: экономический потенциал, военный потенциал, гуманитарное сотрудничество и взаимопонимание. Неожиданным оказался "страновый" срез ответов респондентов. Экономическому потенциалу и гуманитарному сотрудничеству в большей степени отдали предпочтение "восточники-японисты", военному – "восточники-китаисты" (хотя также поставили его только на второе место). При этом первые положительно оценивают перспективы абсолютного усиления российского влияния на снижение экономической безопасности в регионе. Вторые (75%) убеждены в относительном ослаблении этого влияния на фоне Китая, 17 % из их считают, что влияние России ослабнет, но только в краткосрочном периоде. В долгосрочном же – усилится.
Как повысить региональную "антиконфликтность" глобального финансового кризиса?
Вопрос остается открытым. Потому что ответ – как можно быстрее преодолеть кризис – трудно признать операционным.