Наши вкусы зависят от наших зарплат – это известно и без кризиса. Образно говоря, чем толще кошелек, тем неприятней вкус жирной свинины или запах сигарет. Экономически говоря – эластичность спроса по доходу на эти товары является отрицательной. Чем больше доходы, тем меньше желание. Но справедливо ли обратное?
Кризисы-2009 дает материалы для поиска ответа на этот вопрос. И ответ – да, справедливо. Это подтверждают опросы исследовательского центра SuperJob.ru. В основанной на них публикации в "Известиях" (7 августа 2009 года, с.6) выделены товары и услуги, от которых наибольшее число россиян готовы отказаться в первую очередь. Их перечисление и ранжир оказались ожидаемыми - лучше не развлечься, чем не поесть.
Совершенно неожиданная картина вырисовывается, если группы товаров и услуг расположить по росту доли россиян, сокративших на них расходы в период с января по июль 2009 года. Все оказывается более серьезно. На первом месте – продукты питания. И только потом идет доля отказывающихся от отдыха, развлечений, одежды, обуви и просто уже не знающих на чем экономить.
Совершенно неожиданная картина, построенной по принципу "меньше денег – все большее число россиян отказывается" выпадают сигареты, спиртное, бензин, транспортные расходы. Если в начале года экономить на "вредных привычках" собирались 5% россиян, то в августе – только 3. Еще больше снижение доли желающих не экономить на бензине и транспорте.
Что из этого следует? Следует жить. И учитыватьособенности эластичности спроса по доходу как в макроэкономической политике, так и в личных микрофинансах. Иначе далеко не уехать, несмотря на готовность больше инвестировать в бензин и транспорт.