В экономике будущее раскрывается через понятия ожидание, воображение, надежда, неопределенность, случайность, вероятность и оценивается через дисконтирование. Чем выше ставка дисконтирования, тем ниже оценивается будущее.
Развитие зон было связано с ожиданием распространения эффекта их быстрого развития на всю национальную экономику. Однако этим ожиданиям не суждено было сбыться.
Будущее выступает одной из форм экономического времени.
Экономическое время во всех его четверых измерениях (мгновенный, краткосрочный, долгосрочный и сверхдолгий период), не возможно формально привязать к астрономическому периоду времени. Краткосрочный период может длиться более года, долгосрочный – менее года.
В экономике время – это время реакции конкретных активов, институтов и организационных процедур на изменение общей экономической ситуации. Под реакцией понимается изменение факторов производства, ведущее к изменению объемов производства и соответственно объемов предложения. Под изменением общей экономической ситуации понимается изменение потребностей, ведущее к изменению спроса и изменение технологий. Под временем реакции понимается длительность процесс адаптации экономики и, прежде всего активов предприятия к изменению внешних условий. Протяженность процесса адаптации может быть различной.
Факты свидетельствуют, что адаптации зон к новым внутренним условиям хозяйствоввания не произошло даже в рамках сверх долгого периода: происходила расточительная конкуренция за иностранные инвестиции, имели место несанкционированные преференции зарубежным предпринимателям со стороны местных властей, возвратные инвестиции , обнуление «эффекта богатства» восточных регионов, замораживание региональных диспропорций.
К 2020 году Правительство Китая завершает многолетнюю программу деятельности экономических зон, так как они в основном выполнили возложенные на них задачи привлечения в страну иностранного капитала, технологий, управленческого опыта. После вступления в ВТО в 2001 году, Китаю был определен переходный период, по окончании которого всем участникам хозяйственной деятельности и всем регионам должны быть обеспечены равные права в сфере налогов, инвестиций и кредитов.
Преференции, которые получили экономические зоны, поставили их в приоритетное положение по сравнению с другими регионами страны. Экономические зоны также имели в своем распоряжении и важный административный ресурс как поддержка центрального и местных правительств. Предприятия с иностранным капиталом в экономических зонах пользовались налоговыми каникулами, срок которых мог быть продлен до 5 лет, и 50% скидкой с уплаты подоходного налога в течение еще нескольких последующих лет.
Естественно, что по уровню своего развития экономические зоны значительно оторвались от остальной части страны. У них более высокие темпы экономического роста, их население имеет гораздо более высокий уровень жизни по сравнению с остальной частью Китая.
К настоящему времени основные налоговые льготы и преференции в отношении прямых иностранных инвестиций в Китае отменены, что естественно не может не сказаться на будущем экономических зон
Следует учесть еще один фактор определяющий будущее экономических зон, Этот фактор – действие объективных экономических закономерностей, связанных с негативными последствиями дискриминационного характера зон.
Поэтому, с одной стороны, зоны - точки, двигатели экономического роста. Подтверждение – экономическая история многих стран и прежде всего Китая.
С другой стороны, зоны, дискриминируя другие части экономического пространства, неизбежно сдерживают развитие экономики в целом. Действует принцип второго наилучшего, содержание которого раскрывают два положения.
Первое. Если нельзя выполнить все условия, при которых достигается максимум благосостояния (Парето оптимальность), то попытки выполнить наибольшее число условий могут и понизить благосостояние, то есть не приведут ко второму лучшему результату.
Второе положение Если одно из условий оптимальности не может быть выполнено, то наилучшая достижимая ситуация (второй оптимум) может быть получена только при отходе от всех других условий.
Другими словами, если для экономики характерно несколько отклонений, то устранение некоторых из них, но не всех, может ситуацию и ухудшить. Перевод эти положений на язык проблематики специальных зон, означает, что если условия хозяйствования улучшаются в некоторых но не во всех частях экономической территории, то общая ситуация в экономике этой территории может ухудшиться. Поэтому только общая, а не точечная либерализация, обеспечивает экономический рост. В пользу такого вывода свидетельствуют и связанные с развитием зон факты расточительной конкуренции за иностранные инвестиции, несанкционированные преференции зарубежным предпринимателям со стороны местных властей, возвратные инвестиций, обнуление «эффекта богатства» восточных регионов, замораживание региональных диспропорций
Принципиально важно и то, что устойчивый экономический рост обеспечивают внутренние – эндогенные источники, важнейшие из которых-научно-технический прогресс и внутренний спрос. Внешние – или эндогенные источники, например, экспортно-ориентированное развитие такими качествами не обладают. В то же время экспортная нацеленность развития зон как раз и предопределяет экзогенную - экспортноориентированную основу экономического роста в ущерб основе ориентированной на внутренний потребительский спрос.
При этом свою главную задачу – задачу содействия экономической модернизации и открытости внешнему миру – экономические зоны в основном успешно выполнили. Возможный отток иностранного капитала в связи с постепенным отказом от политики преференций может быть компенсирован развитием национального капитала. Таким образом, трансформация зон из «изолированных островов» является естественным и логическим путем их развития. В движении в этом направлении и видится будущее экономических зон
|
© Фокин Н. И.