Китайскую экономику отличают разрывы в развитии востока, центра и запада. Восток опережает другие регионы страны по уровню экономики доходов.
Проблема разрывов активно решается китайскими властями. Для её решения используются традиционные инструменты, главный из которых - увеличение госрасходов в отстающих районах. Эффективность такой модели региональной политики вызывает дискуссии.
Обсуждается возможность новой модели. В её основе использование сравнительных региональных преимуществ (Линь). У восточного Китая они в выходе на рынки (обрабатывающая промышленость), У Центрального Китая - в земельных и климатических ресурсах (сельхозпроизводство). У западного - в природных ресурсах (добывающая промышленность).
Но восточный Китай до сих пор производит сельхозпродукцию? Причина - сохранение контроля над ценами на полезные ископаемые. Ценовое искажение приводит к тому, что перерабатывать собственные полезные ископаемые выгоднее, чем продавать их на Восток.
Но если бы восточная часть Китая сосредоточилась на обрабатывающей промышленности и меньше производили сельхозпродукцию, то на нее бы повысился спрос и цены. Отсюда – развитие обрабатывающей промышленности на востоке – это стимулирование развития сельхозпроизводства в центре. И повышение доходов населения.
Преимущество западного и восточного Китая в их ресурсах нельзя превратить в экономическое преимущество. Такого бы не произошло в полностью рыночной экономике. Например, в Австралии главные статьи экспорта железная руда а не железо или сталь, шерсть, а не изделия из нее (например, шерстяные свитера).
Поэтому сокращение разрыва в уровне развития между разными регионами Китая, между городом и деревней возможно на основе полномасштабного использования сравнительных преимуществ.
Необходима ли в таком случае региональная политика? Вопрос остается открытым.
© Фокин Н. И.