События в жизни Китая, кратко обозначаемые как «четыре модернизации», до сих пор вызывают научные и практические вопросы. Первый относится к оценке статуса событий. «Четыре модернизации» - идея, политика, программа, принцип или стратегия? Второй – к выяснению авторства: кто был первым? Наконец, третий вопрос – вопрос об основе и содержании этих модернизаций.
«Четыре модернизации» - это, прежде всего, идея. У неё общенациональный масштаб и глубинный мобилизующий потенциал. В этом качестве она стала рассматриваться в среде высшей партийной номенклатуры в 1974 году после выступления Дэна Сяопина. Некоторые исследователи считают, что впервые она была продекларирована еще в 1963 г. в речи самого Мао. Но в условиях "культурной революции" с её приматом идеологии над экономикой эта декларация не получила развития.
«Четыре модернизации» - это и политика после смерти Мао Цзэдуна. Она санкционируется в 1978 году на Пленуме ЦК КПК и конкретизируется в программе «Четырех модернизаций». При этом последовательность модернизируемых сфер определяется следующим образом: сельское хозяйство, промышленность, наука и техника, оборона. Последнее место военного сектора в списке приоритетов обусловлено ограниченностью финансовых и материальных средств у китайского государства.
Авторские истоки «четырех модернизаций» связывают и с деятельностью Чжао Цзыяна в провинции Сычуань. В ней с середины 70-гг. внедряется "система ответственности", в центре которой не коммуна, а индивидуальный производитель. Здесь же начинается и эксперимент по передаче предприятиям прав в распределении прибыли . В дальнейшем эти новшества станут частью всекитайских преобразований.
© Фокин Н. И.