Экономике информации как новому направлению экономического анализа скоро исполнится 50 лет.
Отчет ведется с июня 1961 года - даты публикации статьи американского экономиста Джорджа Стиглера под одноименным названием "The Economics of Information".
Содержание экономики информации - "информационный" подход к поведению потребителя и инвестора. Новизна подхода - в необходимости учета издержек длительности и интенсивности поиска экономической информации. Актуальность подхода - в возможности снизить действие неопределенности как главного "кризисообразующего" фактора. За счет чего? За счет отношения к неопределенности как к неинформированности, которую можно понизить за счет расходов на приобретение информации.
Однако за 50 лет многое изменилось. Это стало очевидным только сейчас, когда стало возможным спокойно осмыслить кризисные события последних трех лет. Что показал кризис 2007-2009 годов? Что есть новейшие информационные технологии. Что с их помощью банкам и рейтинговым агентствам можно впитывать огромный массив данных. Что эти данные можно вводить в новейшие модели информационной экономики. И что получать в итоге? Неспособность отражать экономические риски реального мира. Почему? Потому что произошел информационный взрыв.
Содержание информационного взрыва - принципиальные изменения в объеме, структуре и качестве информации.
Объем - его абсолютные размеры и темпы роста на порядок выше того, что было еще 10 лет назад. По данным исследователей Калифорнийского университета в 2008 году объем информации на одно домохозяйство составил 3,6 экзабайта (The Economist, February 27th, 2010). Экзабайт - примерно 10 миллионов номеров журнала Экономист. В пересчете в день на одного человека - 34 гигабайта, что примерно соответствует объему 9 тысяч песен. Ежегодный темп прироста объемов информации - 60 процентов.
Структура. Доля написанного слова не значима - менее 0,1 процента. При этом объем текстовой информации, снижавшийся до 1980 года из-за телевидения, вырос с тех пор в 3 раза - благодаря Интернету. Самый значимый источник - телевидение и видеоигры. Важно и то, что если раньше потребление информации было пассивным, за исключением телефонной, то теперь примерно половину её мы получаем в интерактивном режиме.
Качество. Информация становится все более избыточной и "размытой". Её слишком много. Она не может быть вся сохранена и проанализирована. В условиях дефицита информации найти нужную информацию легче, чем в условиях ее избытка. Возникает проблема информации об информации - проблема метаданных (см. в словаре понятие "данные). Необходимость обработки информации создает проблема нового статуса информации - как первичного материала, как сырья, как фактора экономики, близкого к природным ресурсам.
Последствия. Экономика становится все более "информационно-интенсивной", все более "датацентрированной", что уже начинает трансформировать бизнес, правительство, частную жизнь. Новые реалии требуют новых подходов. Но они еще не разработаны.