Потому что они построены на массе допущений. Эти допущения в самой зрелой форма представления сравнительных преимуществ - модели Хекшера-Олина могут быть описаны следующим образом.
В мировой экономике царит совершенная конкуренция и свободная торговля. Никто не может повлиять на цены. Цены стремятся к издержкам в долгосрочном периоде. Экономическая прибыль стремится к нулю. Экономическая информация симметрична. Страны отличаются только степенью обеспеченности факторами: технологии и вкусы одинаковы. Производственные функции идентичны и линейно однородны. Факторы используются полностью, между странами не мобильны. Товар «Х» трудоёмок, «У» капиталоёмок в обеих странах. Торговые партнеры одновременно специализируются в области своих сравнительных преимуществ.
Как результат с помощью сравнительных преимуществ не всегда можно объяснить текущую экономическую ситуацию.
Отсюда и возникают парадоксы сравнительных преимуществ - страна начинает экспортировать (импортировать) товары, которые не попадают в число экспортно (импортно) выгодных товаров.
Эти парадоксы на сайте описаны в трех материалах: Парадоксы сравнительных преимуществ Китая,
Парадоксы сравнительных преимуществ России, Австралия: «шерстяной» парадокс.
И все же практика показывает - отмеченные расстыковки в не снижают аналитической ценности и прогностического потенциала принципа сравнительных преимуществ. Он дает объяснение основным экономическим трендам и раскрывает, как эти тренды будут развиваться в будущем. (Моисейцев В.)
© Фокин Н. И.