Федеральная трасса "Владивосток – Хабаровск". Склонившиеся в поле над российской землей фигуры китайцев - необычная и запоминающаяся деталь пейзажа новой России – России 90-х годов. Но не России 2000-х. В современной России - это привычная и потому уже не заметная деталь. Привычная и незаметная для дальневосточников - жителей Приморского края. Но все громче звучат оценки тех, кто этого пейзажа никогда и не видел.
Неожиданно - фактически 20 лет спустя, этот пейзаж не увидели, но представили в воображении и за пределами и края, и российского Дальнего Востока, и России. К воображению проявили повышенный интерес российские и зарубежные политики, и средства массовой информации.
В чем проявляется этот интерес? В политических заявлениях и публикациях. Их множество, но знаменатель у них один – Россия не контролирует процесс скрытой территориальный экспансии Китая. К такому выводу можно прийти исходя только из названий этих заявлений и публикаций. Таких как "Китай берет Россию в аренду", "Пекин "арендует" российские приграничные земли для китайских фермеров", "Новый виток китайской экспансии на Дальнем Востоке России" и тому подобных.
Насколько обоснован такой вывод? Обратимся к мнению экспертов. Отберем их по критериям – проживание на Дальнем востоке России или в Китае, уважаемый профессиональный статус, знание китайского языка.
Российский предприниматель из Владивостока, работающий в Китае. Скрытый захват российской земли? Смотрим наугад в китайском Интернете. Сразу же находим объявление об аренде на 50 лет 600 акров земли в России при условии - возле большой реки (возможно Амур). Оплата – 50% прибыли, которая будет получена осенью. Вывод – идет нормальное бизнес общение, его цель – прибыль, инструмент достижения цели – земельные отношения в рамках закона. Территориально-политического аспекта – не вижу. Убедитесь сами, зайдя на этот сайт на китайском языке - http://www.tuliu.com/supply/word/view-Tm5JP05rRUk=.html
Высший менеджер одной из образовательных университетских китаеведческих структур города Владивостока. Миграционное давление Северо-восточного Китая на Дальний Восток России? О нем пишется в статье "Китай берет Россию в аренду". Но статья не профессиональна – о каком 141 миллионе китайцев проживающих в двух приграничных провинциях идет речь? Во-вторых, плотность населения китайских приграничных с Россией территорий два последних года – снижается. Это новейшие демографические процессы и эксперту по Китаю их не знать – не простительно. Так же как и не знать последствия изменений возрастной структуры китайского населения для будущего региональных связей. Эти последствия – не работают на преимущества Китая. Поэтому среднесрочная аренда российских земель – естественные экономические отношения, в которых, возможно, больше заинтересована российская сторона.
Профессор, преподаватель университетского курса "Экономика Китая". Китай арендует российскую землю? Но Китай занимается арендой земли не только в России. Он делает это и на Африканском континенте, и в Латинской Америке. И учтем количество брошенной и запустевшей земли в России – миллионы гектар. Поэтому то, что происходит – нормальный процесс. Это бизнес с землей, но не политика с территориями.
Процессы с китайской арендой – универсальны для Приморского края, Хабаровского края и Еврейской автономной области. Они везде набирают оборот. Но есть и отличие. Для Приморского края они выражаются в обостренности экологических последствий китайского фермерства на российской земле. Почему именно для Приморского края? Видимо потому, что только в этой части российского Дальнего Востока возможно экономически рентабельное выращивание риса. Но в рисовых оросительных системах Ханкайского и Хорольского районов Приморья китайские фермеры используют губительные для земли технологии. С каждого гектара вымывается от 2 до 5 тонн плодородного слоя.
Однако эти проблемы – проблемы надлежащего оформления и контроля над исполнением договоров земельной аренды. Это вполне решаемые конкретные хозяйственные проблемы бизнеса на земле, не имеющие отношения к территориальным проблемам.