Решение о создании народных коммун принято в 1958 году на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК. Причина - желание сделать общественной собственностью все, «кроме зубных щеток». Предполагалось, что именно общественная собственность позволит найти трудовые ресурсы для работ по ирригации, соединить сельское хозяйство с промышленностью, нивелировать различия между бедными и богатыми кооперативами. Каким образом? Через объединение нескольких сельхозкооперативов в коммуну.
Народная коммуна, по мнению Мао Цзэдуна, это, с одной стороны, большие размеры, с другой — обобществление. В ней слиты производство и администрация, налаживается питание через общественные столовые; приусадебные участки ликвидируются.
В ходе создания Народных коммун предпринималась попытка перейти к бесплатному снабжению членов коммуны продуктами питания. В уставах народных коммун записывалось: «любой член коммуны, какой бы рабочей силой ни располагала его семья, бесплатно снабжается зерновыми продуктами».
В дальнейшем, по словам Мао «поветрие обобществления имущества» обернулось тем, что «сотни миллионов крестьян вместе со своими звеньями стали бойкотировать партийные комитеты» и «утаивать продукцию». Стало очевидно, что крестьянин сотни лет, живший в условиях частной собственности, обобществление воспринимает как экспроприацию.
В конечном итоге произошло обрушение «народных коммун», которые в течение нескольких десятилетий рассматривались как единственно правильный и единственно возможный путь развития, как оптимальная ячейка настоящего и особенно будущего общества.
Условия жизни абсолютного большинства населения и организация власти в течение нескольких лет в корне изменились. Само «признание партией оправданности роспуска «коллективного хозяйства» явилось колоссальным потрясением всего общества. Это потрясение рассматривается некоторыми исследователями как аргумент в пользу оценки китайских реформ как «шоковой терапии».
|
© Фокин Н. И.