Содержание диалога - условия долгосрочных поставок российской нефти в Китай.
Результат диалога - договор, который условно можно было обозначить как "25-20-15". Эти цифры означают - за 25 миллиардов долларов кредита российские компании "Роснефть" и "Транснефть" гарантируют 20 летние поставки нефти в Китай в объеме 15 миллионов тонн ежегодно. Так было решено 17 февраля прошлого года. Но что происходит сегодня?
Сегодня результат диалога подвергается переоценке. Налицо стремление Китая изменить формулу договора. Каким образом? Увеличить последнюю цифру. Перейти к формуле "25-20-30".
Основания для такого вывода? Проявление неудовлетворенности Китая условиями заключенного договора. Расчеты китайскими экспертами возможной упущенной выгоды в условиях высокой волатильности мировых цен на нефть.
Каковы признаки осознания Китаем целесообразности дальнейшего торга? На наш взгляд, их три.Первый. Предложение, а оно звучит фактически в форме требования, увеличить объемы поставок российской нефти в 2 раза - с 15 до 30 миллионов тонн ежегодно.
Второй. Недвусмысленно дается понять - объяснение невозможности увеличить поставки нефти отсутствием ее свободных объемов - не будет принято. Будет найдена замена российским партнерам. Причем без особого труда. Пока эти намеки делаются на корпоративном уровне - на уровне китайской компании CNPC. Но понятно, кто за ней стоит.
Третий. Попыткипоставить успех реализации знаковых инфраструктурных проектов в зависимость от увеличения поставок нефти. К таким проектам относится, прежде всего строительство российско-китайского НПЗ в Тяньцзине и строительства сети АЗС в партнерстве с "Роснефтью".
Но только ли конъюнктура нефтяных рынков вызывает растущее напряжение в энергетическом диалоге между Китаем и Россией? Только ли вздымающаяся экономическая мощь Китая порождает его стремление пересмотреть зафиксированные условия сотрудничества не в пользу России? Можно предположить, что не только. Сказывается и общая политико-экономическая ситуация в Северо-восточной Азии и, прежде всего, не реализуемый потенциал российско-японского инвестиционно-торгового сотрудничества.