Путь - это пространство. Экономическое пространство не совпадает с физическим, так же как и экономическое время не совпадает с астрономическим. Возможно, что только так можно объяснить "финский" парадокс в российско-китайских экономических отношениях.
"Финский" парадокс - это не объяснимая в рамках здравого смысла популярность доставки грузов из Китая в Россию обходным путем.
Действительно, среди множества вариантов доставки грузов из Китая в Россию одним транзит через Финляндию является самым распространенным. Но только на первый взгляд данный маршрут выглядит странным обходным путем. Ничего странного - этот путь дает реальную возможность снизить себестоимость перевозки.
Конкретные показатели можно проиллюстрировать на примере 40-футового контейнера. Стоимость его перевозки из портов из Китая через финские порты - 4500-5000 долларов США. Через порт Восточный и Брест - 6000 - 6500 долларов.
Причины высоких тарифов российских транспортных артерий.
Первая причина. Не могут дальневосточные линии с небольшими судами конкурировать с морскими гигантами, имеющими суда вместимостью до 1000 контейнеров. Морской тариф обратно пропорционален вместимости судна: чем больше вместимость, тем ниже стоимость перевозки.
Вторая причина. Дальневосточные порты по объективным причинам не могут принимать суда-десятитысячники.
Третья причина. Организационно-управленческая. Самая обидная, потому что от нас зависящая. Сроки обработки контейнеров в российских портах. Порой превышают неделю. Издержки хранения продукции на складах. В Финляндии есть возможность хранить продукцию на складах без растаможки в течение сколь угодно долгого времени. Этого нет в России.
Самый короткий путь в физическом пространстве - не всегда самый короткий в экономическом пространстве. По крайней мере - путь из Китая в Россию. Налицо - "финский" парадокс российских китайских торговых отношений.