Феномен клипового мышления стал осознаваться в середине 90-х годов ХХ века. Понятие стало использоваться психологами для обозначения специфического восприятия мира – восприятия через короткие образы и послания. Такое восприятие отражено в этимологии слова «клип»: clip - заключать в себе, содержать, охватывать
Клиповое мышление отличает мало объемность, блочность, двухэтапность и фрагментарность.
Мало объёмность – клиповое мышление не работает с большими и сложными объёмами информации.
Блочность – клиповое мышление ограничено короткими блоками и порциями информации.
Двухэтапность – клиповое мышление прогоняет информацию на первом этапе через СМС, на втором - через социальные сети.
Фрагментарность – клиповое мышление воспринимает мир мозаикой разрозненных фактов.
Достоинства клипового мышления: реакция на изменения, способность к многозадачности, защита мозга от перегрузки информаций, в среднем более успешное, чем у обладателей концептуального мышления, профессиональное становление.
Ограничения: осмысление информации заменяется её потреблением, внимание не концентрируется, коэффициент усвоения знаний снижается, подверженность манипуляциям усиливается, чувство сопереживания ослабевает
|
© Фокин Н. И.