☰ ⇧
Экономика - Аналитика - Этимология
Эканет: В начале было Cлово
Фокин Н. И.
аналитика статьи юмор о сайте
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ

аудит
базовые понятия
баланс
банковские понятия
валюта
взаимодействие
внешность
внешняя торговля
география
глобальные проблемы
государство
деривативы
женщина
инновация
институционализм
интернет
история
Китай
коэффициент
кризис
культура
личность
люди
макроэкономика
маркетинг
математическая экономика
менеджмент
методология
микроэкономика
модели торговли
модель
наука
негатив
неопределённость
одежда
организации
отношения
парадоксы
позитив
политика
посредники
природные ресурсы
работа
развитие
религия
риск
Россия
семья
смерть
страна
строй
типы рынка
торговля
физика
финансовые операции
формы предприятия
цветы
ценные бумаги
экономика информации
экономическая история
экономические науки
эмоции
язык

Экономическая безопасность в Стратегии национальной безопасности России (поиск ответов на новые вопросы)

экономическая безопасность в стратегии национальной безопасности россии

12 мая 2010 года исполняется год со дня утверждения Указом Президента Российской Федерации "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года". В связи с этим в новостном материале от 26 апреля была предпринята попытка исследовать вопрос: "Что изменилось за прошедший год в понимании проблем экономической безопасности России?". Логика исследования вывела на ответ - повысился статус экономической безопасности как концепции и проблемы. Но этот ответ оказался обременен новыми вопросами. Важнейшие из них, на наш взгляд, можно объединить в два блока - региональный и, как это не удивительно, лингвистический.

Региональный блок - это вопросы о региональной компоненте экономической безопасности России и, в том числе, о безопасности российского Дальнего Востока.

Стратегия, в отличие от предшествующих ей Концепций национальной безопасности России, уже не содержит даже упоминания об Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это обстоятельство, преднамеренно или нет, но усиливает позиции сторонников "властно-полномочного" подхода к оценке экономической безопасности в региональном аспекте. В соответствии с ним у власти, в первую очередь федеральной, есть все полномочия для решения проблем российского Дальнего Востока. Если же они не решаются, а напротив, накапливаются, то виновата сама власть. Соответственно, главная угроза региональной безопасности - это действия самой власти.

Насколько распространен "властно-полномочный" подход? На наш взгляд, его сторонники доминирует в экспертном сообществе. Какими выводами заканчивается большинство исследований дальневосточной проблематики? Выводами об инерционном подходе Москвы, "евроориентации" центра, его страхе перед дрейфом российского Дальнего Востока в сторону АТР. Нередкий рефрен в исследованиях самих дальневосточников - "Москва далеко, оттуда не все видно.

"Властно-полномочный" подход допустим исключительно в той мере, в какой федеральный центр допускает ошибки и просчеты в региональной политике. Но списать все региональные проблемы на центр, на отсутствие политической воли центра - эффектный, но не самый эффективный путь осмысления проблем региональной безопасности. Такой подход может выполнять лишь вспомогательную роль. Определяющим должен быть другой подход. Назовем его позитивным.

Позитивный (от латинского positus - помещенный, фактический) - это подход, который характеризуют два положения. Первое - он исходит из фактического состояния экономической безопасности региона. Второе - он исключает выставление оценок действиям того или иного института власти. Другими словами - позитивный подход позволяет выделить опасности, уход от которых за пределами возможностей центра. Но эти опасности центр может учитывать и исключительно в этом смысле - управлять ими.

Первая опасность - лимологическая (лимология - наука о границе). Граница - не природный, не географический, не раз и навсегда извне заданный феномен. Граница - это экономический институт. И он должен объясняться в рамках экономического анализа. Суть объяснения - соотношение выгод и издержек протяженной границы (большой территории). Но зависят ли они от Москвы?

Вторая опасность - "дискриминационно-интеграционная". Включенность в АТР - это региональная интеграция. Региональная интеграция - это всегда экономическая дискриминация. Дискриминация - это неизбежные негативные последствия. Для кого? Для тех участников интеграционного процесса, кто технологически отстает от других. Вывод - вначале инновации - затем интеграция. Зависит ли этот вывод от Москвы?

Третья опасность - опасность "гетерогенности". Гетерогенность - разнообразие типов. У нас огромная территория, разнообразие культур, национальностей, языков, разброс в уровне доходов, сложности исторических судеб. У гетерогенности есть издержки, потому что, если говорить просто, "всем не угодишь". В результате все больше людей все менее удовлетворенны политикой центра в отношении перераспределения доходов, доступности благ, тарифного регулирования, уровня инфраструктуры. В условиях интеграции издержки гетерогенности растут. И с этим явлением федеральный центр ничего сделать не сможет.

Лингвистический блок - это блок вопросов о лингвистических средствах обеспечения экономической безопасности. Они особо выделены в Стратегии в контексте сбора, формирования, обработки передачи информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. Но эффективно ли они работают в самой стратегии? На наш взгляд, недостаточно эффективно.

Критическое, с учетом новых реалий, осмысление Стратегии приводит к вопросу о допустимых, то есть "безопасных" пределах терминологической размытости. О национальной безопасности, также как о свободе и демократии, следует говорить своими словами. Своими - вовсе не означает исключительно русскоязычными и без заимствований. Своими - означает отражающими национальный дух и суть проблемы.

Например, Стратегия раскрывается через такие понятия как угрозы и вызовы. Проблема даже не в том, что эти понятия содержательно не разведены. Проблема в том, что безопасность, как следует из составных частей самого слова, можно раскрыть только через понятие "опасность". Однако об опасностях для России в Стратегии национальной безопасности - ни малейшего намека. Но что нас больше должно беспокоить - высказанное намерение нанести вред (угроза) или вероятность понести потери в результате процессов, которые мы сами и инициировали (опасность)?

Тонкость и в том, что уровень опасности как уровень риска положительно влияет на темпы экономического роста. Самая большая опасность - уклоняться от опасности.

Не случайно: древнерусское слово "опасный", происходящее от слова "пасти" означает осмотрительный, осторожный. Поэтому требуется опасности идентифицировать, приблизиться к ним, параллельно решая задачу их страхования или хеджирования.

Какое значение имеют лингвистические средства? Определяющее, хотя бы уже потому, что "в начале было Слово". И Слово не только отражает, но и творит жизнь, не только хранит память, но и формирует будущее. Этот аспект мы рассматривали в новостных материалах от 1 и 15 апреля "Российский Дальний Восток или Тихоокеанская Россия: где мы будем?", где пытались показать, что вопрос "Где мы будем" - это вопрос "Какими мы будем и будем ли вообще?".

Осмысление экономической безопасности в ее региональном и лингвистическом аспектах необходимо для изменения вектора и содержания наших действий. Они должны быть не только реактивными, то есть реагирующими на изменение ситуации действиями, но и проактивными, то действиями, просчитывающими эти изменения, действиями упреждающими.

Фокин Н.

Россия безопасность


Вся аналитика


© Фокин Н. И.