Постановка проблемы
Взгляд на многие проблемы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) совпадает с их видением из разных стран. Но есть и проблемы, по которым еще предстоит договариваться и объясняться. Среди них - оценка последствий интеграции для ресурсной экономики, роль энергетического фактора в региональной интеграции, позиции центра, регионов, власти, бизнеса, населения в отношении порождаемых интеграцией конфликтов.
Последняя из вышеперечисленных проблем вызывает особый интерес. Это связано с тем, что конфликт интересов между странами в действительности может представлять собой конфликт групповых интересов внутри одной страны. Один из возможных примеров этого – соперничество между Китаем и Японией за маршрут российского нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий Океан". Есть основания предположить, что это было не соперничество между Японией и Китаем. Настоящие соперники были в России и представляли интересы крупного российского бизнеса и российской власти на федеральном и региональном уровне.
Понимание причин интеграционных проблем – первый шаг на пути их решения. Непонимание – первый шаг к конфликтам и разрыву интеграционного пространства. Понимание предполагает обсуждение, что по отношению к выбранной теме предполагает анализ роли ресурсно-энергетического фактора в региональной интеграции.
Россия в интеграционных процессах на Востоке: новый поворот
Большинство экспертов не рассматривают Россию как влиятельного участника региональных интеграционных процессов. Список стран, действия которых определяют содержание и направленность интеграции, традиционно включает США, Япония, Китай. Российский адрес в этих списках никогда не значился. И такое позиционирование России было вполне объяснимым. Объяснимым вплоть до 2003 года.
Начиная с 2003 года появляются доказательства того, что России как а