Понятие
Партнерство понимается и существует на двух уровнях.
На первом уровне: партнерство – это зарегистрированная форма организации бизнеса нескольких физических или юридических лиц.
На втором уровне: партнерство – это форма сотрудничества исключительно юридических лиц, не закрепленная в учредительных документах, но поддерживаемая фактически.
Партнерство на первом уровне
Содержание: организации совместной экономической деятельности
Основа: договор, которым регулируются права и обязанности партнеров, участие в общих расходах, распределение прибыли, раздел имущества.
Обязательный признак партнера – вклад.
Вклад - деловые связи, деловая репутация, деньги, имущество, профессиональные знания, навыки и умения, которые вносятся в общее дело. Денежная оценка вклада, если таковая необходима, производится по соглашению между партнерами.
Другие названия партнера – товарищ, пайщик (главным образом как физического лица)
Виды партнеров – генеральный, лимитированный, старший, младший.
Генеральный партнер - партнер, несущий неограниченную ответственность по всем обязательствам.
Неограниченная ответственность - отсутствие предела убытков, которые отдельное лицо может понести и которые оно по закону должно взять на себя.
Другие названия генерального партнера - общий партнер
Лимитированный партнер – несет лимитированную (ограниченную) ответственность по обязательствам партнерства (в пределах вклада)
Формы партнерств
Коммерческое партнерство - основанная на членстве коммерческая организация, цель которой – получение прибыли
Некоммерческое партнерство - основанная на членстве некоммерческая организация, цель которой - содействие ее членам в достижении социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других целей.
Полное партнерство - партнерство, члены которого несут как солидарную, так и общую ответственность.
Ограниченное - партнерство, члены которого несут ограниченную ответственность
Стратегическое партнерство - сотрудничество партнера с экономически значимым партнером, как правило, на уровне юридических лиц, то есть сотрудничество одной компании с более крупной и мощной в финансовом отношении компанией, которая может обеспечить ресурсы для достижения ее стратегических целей.
Оценка достоинств партнерства
Что противостоит достоинствам? Отнесение партнерства к сложной форме организации бизнеса на управленческом и законодательном уровне.
Когда выбирают партнерство? Выбор зависит от ряда существенных факторов и не всегда может быть заранее предопределен, поскольку основные направления работы, количество клиентов и характеристика предоставляемых услуг могут меняться.
Перечень достоинств – сопряжение отношений и ответственности, уровень регулирования, мотивация, перспективность, международная "понятность".
Характеристика отдельных достоинств партнерства
Сопряжение отношений и ответственности – партнерская форма позволяет приблизить реальные отношения и реальную ответственность к существующему положению вещей, конкретизировать корпоративность отношений в коллективе.
Уровень личностных взаимоотношений – достигается более высокое качество взаимоотношений между сотрудниками, более эффективное решение всех возможных конфликтных ситуаций.
Мотивация - обеспечивается более высокая заинтересованность в результатах работы, прозрачность претензий роста и материального поощрения, прозрачность перспектив физических и юридических лиц в совместном бизнесе,
Перспективность – в случае выбора "сложной" формы улучшаются перспективы развития компании, ее надежность, обеспечивается рост, как профессиональный и финансовый, так и организационный, включая менеджмент, маркетинг. В тоже время выбор партнерства должен быть продиктован стратегией и целями бизнеса, иначе последствия могут быть отрицательными.
Международная "понятность" - партнерство более распространена в Западной Европе и США, зарубежные клиенты на персональном уровне всегда предпочитают иметь дело в структуре организации с партнерами
Характеристика отдельных недостатков партнерства
Законодательная неопределенность – такие понятия, как "партнер", "партнерский договор" отечественное законодательство не предусматривает.
Сложность структуры управления – управленческие решения иногда необходимо строить на неформальных отношениях, структура управления бизнесом не всегда четка и понятна.
Принципы успешного взаимодействия партнеров
- Добровольность
- Общий интерес
- Взаимозависимость
- Синергия
- Явная преданность
- Совместная работа
- Дополняющая поддержка
- Хорошие коммуникации
- Взаимоуважение и вера