По мнению экспертов наиболее эффективная антикризисная политика проводится в самой большой стране юго-восточной Азии – Индонезии. Ожидается, что в 2009 году она войдет в тройку наиболее успешных стран мира по темпам экономического роста. Ее экономика вырастет на 5,5 процента.
Что стало основой эффективного антикризисного управления экономикой Индонезии в условиях, когда глобальный кризис накрыл все экономики мира? На наш взгляд, эту основу определяют следующие положения.
- Авторитет и личностная харизма главного антикризисного менеджера – министра финансов госпожи Шри Маляни Индравати. Она заслужила репутацию невероятно жесткого министра финансов. Сотрудники ее аппарата работают по вечерам и без выходных. Она известна своими спорами и столкновениями с коллегами по рабочим вопросам. Она способна лоббировать даже те решения, против которых выступает президент страны. Именно так было с непопулярным решением по сокращению субсидий на топливо. Конечным результатом бескомпромиссной и жесткой позиции министерства финансов стало формирование общественного мнения внутри страны и за рубежом о профессиональной способности властей Индонезии преодолеть кризис.
- Выделение непотизма как главной составляющей коррупционной проблемы. Непотизм - использование служебного положения не только для решения личных проблем, но и в экономических интересах своего семейного клана. Так, широко известным стало обращение министра финансов к высшим аппаратчикам министерства: "Как Вы можете послать вашу дочь или вашего сына учиться заграницу при таком окладе. Где вы получаете деньги? Вы должны признать, мы все совершаем это преступление". Конечным результатом личностных усилий министра финансов стал новый внутренний имидж власти в глазах населения – власти, которая заботится не только о себе и своих родственниках.
- Активное использование налоговых инструментов для повышения предпринимательской и трудовой активности. Реализуемые меры получили название политики "вечернего заката". Смысл в том, что вечером, когда уже нет сил, налоговые долги прощаются, а утром, когда силы восстановлены, ситуация с налогами расчищается. Другими словами выявленные уклонения от налогов в прошлом буквально обмениваются на ответственное поведение налогоплательщика в будущем. Политика оказалась удивительно эффективной – налоговые поступления в бюджеты разного уровня шли по нарастающей. В среднем они выросли на 50 процентов, при этом самым рекордным месяцем оказался декабрь 2008 года. Главное – изменилось налоговое мировоззрение индонезийцев – они выполняют свои налоговые обязательства значительно более аккуратно. Конечным результатом налоговых инноваций стало увеличение совокупного предложения, нейтрализующее инфляцию и снижающее безработицу.
- Выделение наряду с экспортом такой движущей силы экономического роста как внутренний спрос и внутреннее потребление более чем 240 миллионного населения страны. Денежные потоки идут не только из-за рубежа. Поэтому, несмотря на экспортные провалы, вызванные снижением спроса на мировых рынках, Индонезия имеет самое низкое кредитное плечо (долг государства к ВВП) в Азии. Поэтому, несмотря на снижения потоков экспортных денег, и капитала из-за рубежа курс национальной валюты по отношению к доллару оказался относительно стабильным (в январе 2009 года 10750 за доллар, в январе 2008 года – 9440).
- Опора на критически осмысленный опыт прохождения финансового кризиса национальной экономики 1997-1998 годов, когда национальная экономика оказалась в коллапсе и только за один 1998 год сократилась (по ВВП) на 18 процентов. Этот опыт может быть представлен в виде следующих выводов по отношению к мерам первого порядка.
- Демонополизация экономики
- Повышение эффективности регулирования
- Развитие фондового рынка для уменьшения зависимости бизнеса от банковской системы
- Антикоррупционные меры
- Обеспечение более высокой транспарентности финансовых потоков
Особо выделим выводы более конкретного плана: о рисках финансовой либерализации, о действиях правительства в условиях кризиса банковской системы, о роли глобализации в возникновении кризисов национальной экономики.
Высокие риски финансовой либерализации связаны с возможной тенденцией быстрого роста объемов кредитования, а отсюда – с повышением неопределенности. Если необходима финансовая либерализация, она должна проводиться медленно и осторожно. По возможности, центральный банк должен своевременно предоставлять информацию о том, как будут изменяться объемы кредитования в будущем.
Какие меры должно предпринимать правительство при вмешательстве в экономику для решения проблем, вызванных банковским кризисом, и минимизации негативного влияния на производственный сектор? Возникновение пузыря цен на активы и их последующий обвал ведет к значительному перекредитованию. Возможная выгода в случае продолжения работы, вместе с трудностями реализации долгов по приемлемым ценам, приведут к тому, что банки будут стараться продолжать работу как можно дольше. Чтобы поддерживать уровень капитала, удовлетворяющий установленным нормам, банки будут сокращать объемы новых займов, и это приведет к острому дефициту кредитов. Спад производства и последующий негативный эффект на кредитоспособность других заемщиков могут привести к значительному спаду производства.
Для погашения негативных последствий правительство может попытаться рекапитализировать банковскую систему. Для этого могут использоваться прямые финансовые вливания или открытая национализация банковской системы.
Но наш взгляд, наиболее принципиальное значение имеет вывод о некорректности оценки причин кризиса как причин исключительно внешнего порядка, как причин связанных с глобализацией и ее эффектами. Один только факт – президент страны Susilo Bambang Yudhoyono знаменит не только тем, что он обеспечил политическую стабильность в стране, что само по себе является необходимым условием эффективного антикризисного менеджмента. Президент страны знаменит своим проглобалистским видением. Другими словами поставлен под сомнение раннее неоспоримый и такой популярный тезис о том, что кризис может импортироваться. Вместо него, как нам представляется, выдвигается тезис: “В наших бедах виноваты прежде всего мы сами". Или в переводе на язык горбачевской перестройки – "начни с себя".